Юный друг закона

26.08.2021
Юный друг закона

Здравствуйте, дорогие друзья, мамы и папы, девочки и мальчики.

Героем нашей истории будет мальчик по имени Матвей. Хороший и умный мальчик, который рос в обычной семье, родители которого считали, что от качества «взращивания» будут зависеть успехи ребенка в будущем. Причём, они понимали успех как процесс и достижение результата, от которых ты получаешь удовольствие. Вовсе не важно, играешь ли ты на скрипке, вытачиваешь деталь или бежишь 100 метровку. Ты нашел свое дело, своего человека и т.п.

Матвею легко давалась учеба, без всякого напряжения. Мама Матвея считала, что учиться должно быть трудно, т.к. формируются волевые качества и умения: целеустремленность, ответственность, стрессоустойчивость, умения преодолевать преграды и др.

Поэтому мама предложила Матвею поступить в пятый класс лицея. Он согласился. Действительно, приходилось прилагать усилия в процессе учебной конкуренции.

В новом коллективе выявилось сразу несколько лидеров. Каждому из них хотелось быть первым в учебе, творчестве и спорте. Матвей был в числе этих ребят. Он внес ряд инициатив по организации жизни класса, но они не были поддержаны. Сценарий «8 марта», который он готовил несколько дней при поддержке бабушки, был раскритикован. Стать авторитетом в классе не удавалось, а даже наоборот, в его адрес стали звучать насмешки.

К окончанию пятого класса лидирующие позиции занял Сергей. Он хорошо учился, хотя особыми талантами не обладал, но все ребята его слушались. Сергей мог подговорить часть одноклассников, чтобы они не дружили с другими. Он давал списывать тем, кто не успевал в учебе, но за это требовал выполнить его поручения: обозвать кого-то, забрать портфель (кстати, в классе это была постоянная практика – прятать портфели, пеналы и т.п.), пнуть, ущипнуть.

Сначала Матвея это удивляло, что авторитетом пользуется не тот, кто побеждает в олимпиадах, придумывает интересные дела, а тот, кто хитрит, пользуется силой. Он физически и психологически не мог «подавить» таких авторитетов в классе. Матвей не мог смириться, что он остается на вторых ролях, ему хотелось быть в центре внимания. Он решил подружиться с Сергеем.

Начался шестой год обучения. Матвею удалось установить отношения с Сергеем. Но складывались они непросто. Матвей понимал, что становится «шестеркой». Он выполнял так называемые «поручения»: доставал девчонок, приносил нож в школу, доказывая свою смелость, прятал портфели одноклассников, в мужском туалете с мальчишками устроил потоп. Обо всех проступках компании Сергея узнавал классный руководитель, но кроме выговоров и вызова родителей, он ничего не предпринимал. О последнем случае с потопом узнал директор, вызвал всех и пригрозил отчислением.

По сути ничего не менялось. Сергей всегда выходил сухим из воды, друзей, в том числе и Матвея, условно наказывали. Матвей понимал, что он совершает плохие поступки, что это не лидерство, а настоящее хулиганство. Но старался не думать об этом, успокаивая себя, что это просто игра.

Однажды после уроков Матвей набрал номер одноклассника Алексея и в присутствии компании, выложил всё, что знал на нецензурном языке. Алексей был расстроен, пожаловался маме. Мама пришла в школу и потребовала наказать Матвея.

Классный руководитель вызвал маму Матвея. Она принесла извинения за поведение своего сына. Мама Алексея их не приняла, требовала публичного наказания. Матвей извинился перед Алексеем. И на этом дело завершилось.

Хотя через месяц Матвея взяли «на слабо» и записали, как он называет нехорошим словом классного руководителя и тут же передали запись. Вновь мама и Матвей приносили извинения. Так дальше не могло продолжаться.

Мама Матвея попросила классного руководителя собрать класс и поговорить, разобраться в проблеме, почему так ребята друг к другу относятся. Было мягко отказано.

С Матвеем дома состоялся большой жизненный разговор, на семейном совете приняли решение завершить обучение и вернуться в свою школу. По окончании шестого класса родителей Матвея убеждали, что надо остаться. Как бы всё наладилось, стали вдруг отмечать его хорошее поведение. Но мама Матвея не хотела оставлять своего ребенка в постоянном напряжении. Поэтому Матей перешел обратно в обычную школу.

Мама Матвея сильно переживала, так как поняла, что они просто вышли из конфликта, даже не поняв до конца, что же произошло. Никто в лицее не разобрался, почему сложились такие отношения между одноклассниками, кто какую роль играл в этих мелких конфликтах.

Мама Матвея считала, что нельзя взаимодействовать только с одной стороной конфликта, не поняв мотивы и чувства другой. Если участники конфликта не могут друг с другом общаться, то надо обратиться к нейтральной стороне – медиатору, который помогает разобраться конфликтующим в самих себе и ситуации, найти взаимовыгодное решение.

В школьные годы дети лучше переосмысливают свои поступки, они способны к искреннему раскаянию и прощению. Вхождение в процедуру рассмотрения конфликта даёт отличный опыт оптимального социального взаимодействия. Это профилактика серьёзных конфликтных ситуаций.

Матвей при поддержке мамы и папы много вынес из этой истории, это был опыт – опыт как незаметно можно попасть под влияние других людей, как легко можно совершить необдуманный жестокий проступок и как тяжело раскаиваться в нём.

Было бы здорово, если для всего класса это тоже стало опытом – опытом преодоления негатива, хищнических отношений и приобретения радости и заботы, которые рождаются в кругах сообщества.

Круг сообщества – это восстановительная программа для урегулирования групповых конфликтов. Он проводится медиатором – ведущим круга и волонтерами. Для обсуждения выносятся вопросы, ответы на которые помогут найти решение, переосмыслить случившееся.

Сегодня в образовательных организациях стали создаваться школьные службы примирения (медиации), в которые входят педагоги, родители и ученики. Волонтеры – старшеклассники, решают самостоятельно спорные ситуации между обучающимися.

Давайте учиться, что такое «хорошо», а что такое «плохо» на человеческом нормальном языке, слушая и слыша друг друга.

Проверить себя и ответить на вопросы к рассказу можно по этой ссылке

Межрегиональная детская общественная организация «Юный друг закона» Содействует развитию детских, юношеских и молодежных контактов до международного уровня, получению профессиональных навыков и ранней профессиональной ориентации повышает правовую культуру, воспитывает у молодого поколения активную жизненную позицию; участвует в решении социальных проблем детей и подростков, организации взаимопомощи в молодежной социальной сфере;

Организация в социальной сети Вконтакте



Возврат к списку




×
Вход на сайт