Высокочувствительный ребенок

18.02.2020
Высокочувствительный ребенок

Высокочувствительные дети, кто это? Это зачастую обычные здоровые дети с особым свойством темперамента. Они рождаются со способностью замечать больше в окружающей среде и глубоко размышлять обо всём, прежде чем действовать. У каждого из них разный (низкий) порог чувствительности к звукам, зрительным впечатлениям, прикосновениям к телу или запахам. Этой чертой обладают примерно 20% детей во всем мире (в равной степени девочек и мальчиков).

Такие новорожденные могут плакать от яркого света вечером, пугаться громких звуков, почти все из них с трудом заснут после бурного вечера (дня). Дети постарше будут жаловаться на колючую одежду, бирки, предпочитать простые блюда из одного продукта, сильно переживать по разным поводам.

Раньше на них навешивали ярлыки: «капризный», «боязливый», «застенчивый», «излишне чувствительный». Сейчас ученые говорят о том, что у каждого из этих слов своя подоплека. Ребенок не капризничает – просто для него это очень важно – чтобы выключили музыку, уйти с многолюдного праздника, поменять жесткие брюки. В новой ситуации ребенок сначала встанет и будет осматриваться – это не страх, он много думает в эту минуту, вспоминает прошлое, сравнивает, думает, что делать. Ребенок будет внимательно присматриваться к другим людям и выбирать, с кем и как общаться. Именно поэтому он чаще предпочитает небольшую компанию близких друзей (что чаще характерно для интровертов). И да, такие дети, люди, очень хорошо понимают эмоции других людей, сложность ситуации. В дальнейшем это может служить опорой в профессии – будь то помощь людям или что-то творческое. А пока родителям придется принять тот факт, что ребенок знает об их состоянии почти все.

Высокочувствительные дети видят мир многогранно. Они остро ощущают счастье и страдания. Замечают мельчайшие детали во всём. Трудно идут на контакт. Очень восприимчивы к фильмам и книгам – и здесь важно уважать реальность их восприятия и позволить выйти при жестокой сцене из комнаты, например. Они любознательны и обладают высоким интеллектом – и это конкурентное преимущество, так как в 21 веке по прогнозам ученых нашим детям придется сменить несколько профессий за жизнь. Такие дети обладают высокой интуицией и прекрасным чувством юмора, часто они артистичны.

Психолог Эйлен Эйрон определила 4 принципа воспитания счастливого ВЧР:

  1. Укрепление его самооценки за счет опоры на сильные стороны, раскрытие талантов.
  2. Уменьшение чувства стыда в жизни. Стыд – один из эффективных механизмов воспитания. Но сейчас психологи говорят, что лучше использовать прямые запреты, просьбы, поощрения и даже легкие наказания, чем стыд.
  3. Мудрая дисциплина – из наказаний за провинности лучше выбирать наименьшие, например сдержанное замечание или минимальное лишение удовольствий (мультиков), чем долгий выговор или причинение какого-то негатива.
  4. Умение говорить о чувствительности. Да, с ребенком, окружающими взрослыми важно нам самим научиться говорить о чувствительности в позитивном ключе.

Для всех детей важен учет их потребностей, а для высокочувствительных это становится первостепенной задачей родителей. Полноценный сон желательно организовать во времени по верхней границе возрастной нормы. В питании тоже есть особенность - предпочтение следует отдавать медленным углеводам вместо быстрых - для обеспечения работы мозга. В режиме активности в первой половине дня предпочтительнее, перед сном необходимо время на успокоение. И пара часов физической нагрузки также обеспечат тот самый здоровый сон. Даже самые простые четкие границы могут стать опорой для ребенка. После полугода стоит водить мягкий запрет на причинение боли; с года обозначать: это время твое, а это - мамино; после того, как начал активно говорить, настает пора вводить запрет на негативные слова в Ваш адрес. Дальше границы вводятся по ситуации.

Так самые большие проблемы для такого ребенка – это гиперстимуляция и перемены, психологи разработали основные правила воспитания ВЧР:

  • Уважать его восприятие.
  • Снижать уровень стресса в жизни.
  • Стать для него образцом для подражания – работать над своими страхами, дружелюбием, удовлетворенностью в жизни.
  • Помогать готовиться к переменам – переходам и новым обстоятельствам.
  • Помогать справляться со стрессами (через игры или общение).
  • Помогать справляться с гиперстимуляцией – бичом современности.

Автор Ирина Юшина, психолог

Фото из свободных источников


Возврат к списку




×
Вход на сайт