Светя другим – сгораю сам….

08.04.2021
Светя другим – сгораю сам….

Многие слышали фразу на латинском языке  «Consumor aliis inserviendo»… Если переводить дословно, то она звучит как «Служа другим, расточаю себя». Но, наверное, большинство знают более поэтический перевод - «Светя другим, сгораю сам».  Так свои силы на борьбу с недугом пациента отдает врач, или например учитель, пытаясь вложить в голову своим ученикам знания и т.д. Они работают часто на износ, без выходных, с большой ответственностью подходя к выполнению своих задач. Они - добровольные источники света, которые освещают этот мир.

В среднестатистической семье солнышком, источником любви и тепла, заботы и нежности является мама. Врач и медицинская сестра взаимодействуют с пациентом. А мама – со своим ребенком. И если у медицинских сотрудников это время взаимодействия четко оговорено трудовым договором, то у мамы - это круглосуточное дежурство 24 на 7, без выходных…

Эмоциональное выгорание мам сродни профессиональному выгоранию.

При рождении в семье ребенка львиная доля всех обязанностей по уходу, воспитанию и развитию малыша ложится на хрупкие женские плечи. Общество привыкло к тому, что женщина не должна жаловаться, что способна и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти. И часто молодая мама, воспитанная в таком обществе, не может найти в себе смелость и попросить кого-то из близких помочь ей. Чтобы никто не посмеялся над ее просьбой, не осудил…

Однако, после решения целого табуна задач и проблем и текущих задач по уходу за ребенком (а иногда и не одним..), походов по микрорайону и посещения поликлиник, магазинов, развивающих центров, школьных собраний и т.д. у матерей глубоко внутри накапливается физическая и эмоциональная усталость, неудовлетворение тем, что она делает, пропадает желание делать что-то по хозяйству, заниматься любимым делом, быть мамой и женой… Возникает депрессия, постоянное раздражение на всех в семье, апатия…. и все это приводит к эмоциональному выгоранию.

Впервые про эмоциональное выгорание заговорили в Америке. Американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году этим термином назвал нервное истощение, которое вызвано усталостью и переутомлением. Он отметил так же, что эмоциональное выгорание происходит на работе и свойственно испытывать его тем людям, профессия которых связана с оказанием помощи или услуг другим людям. Это и врачи, и педагоги, и социальные работники…т.е. люди, работа которых в основном состоит из общения и контактов с другими людьми.

Эмоциональное выгорание состоит из нескольких составляющих:

  1. эмоциональное истощение
  2. деперсонализация
  3. редукция

Эмоциональное истощение - основная составляющая выгорания. Это снижение эмоционального фона, равнодушие, ощущение психологического перенапряжения, чувство опустошенности.

Деперсонализация выражается в деформации отношений с окружающими людьми, постепенно развивается негативное и бездушное отношение ко всем людям. При этом контакты с ними приобретают формальность и обезличенность.

Редукция личностных достижений – это негативной оценке себя, занижении своих достижений и умений, преуменьшение уровня собственного достоинства, ограничении собственных возможностей даже при их большом потенциале.

В 2020 году в одной из больниц г. Тулы отдел охраны труда больницы совместно с психологом провели исследование, чтобы попытаться определить взаимосвязи его возникновения с психологической атмосферой в коллективе и индивидуальными личностными характеристиками медицинских специалистов. Медицинский персонал охотно согласился принять в нем участие и заполнить тесты.

На основании всего исследования можно сделать следующие выводы, и провести аналогию с эмоциональным выгоранием матерей:

Выводы на основании проведенных исследований

Эмоциональное (родительское выгорание мамы

Синдрому профессионального выгорания подвержены именно молодые медицинские специалисты. Это можно объяснить эмоциональным шоком, которые они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям относительно профессиональной деятельности. Особенно – если это их первая работа после завершения обучения. Ведь при этом меняется распорядок дня и жизни в целом, новичку приходится привыкать к требованиям работодателя и коллектива, приобретать практические навыки. Неопытный работник может бояться не справится с поставленными задачами, начать сомневаться в правильности выбора профессии и т.д. Он еще не выработал свои методики защиты от стрессовых ситуаций, а в первое время их может быть много.

Медицинские сотрудники больницы с большим стажем менее склонны к неадекватному эмоциональному реагированию на производственные ситуации. Они лучше контролируют свои эмоции, распределяют свое время, справляются с имеющейся нагрузкой, работа в коллективе у них уже налажена, и они четко знают, что делать и как поступить в той или иной ситуации.

Положительная корреляция профессионального выгорания с возрастом, все же присутствует. Однако на рубеже 45-50 лет прямая связь возраста со степенью профессионального выгорания превращается в обратную. Это объясняется возрастной переоценкой ценностей и видоизменением иерархии мотивов в ходе личностного роста


Эмоциональному выгоранию в первую очередь подвержены молодые мамы, у которых родился их первый ребенок. Ведь дни после выхода из роддома представлялись ей совершенно в другом формате и других красках – улыбки малыша, агуканье, маленькие пяточки и забавные и умильные моменты, которые хочется выложить в социальные сети и поделиться восторгом с подругами… а по факту мама получает «день Сурка», отсутствие времени на себя, на уборку, вообще на все… бессонные ночи, плачь малыша и т.д. Распорядка дня нет, он полностью теперь зависит от ребенка. У физически и эмоционально вымотанной женщины просто пропадает желание что-либо делать, зато появляется чувство вины и мысли о том, какая она плохая мама и жена… Сомнения в своих силах растет с каждым днем.

Как правило, мамы с большим родительским стажем, и несколькими детьми контролируют свои эмоции и справляются со всеми делами , потому что на собственном опыте уже узнали как лучше выстроить план своего дня, что предпринять если ребенок капризничает или заболел. Да, и они устают тоже, однако чем больше родительский стаж, тем лучше у них получается разработать собственную стратегию в семейных делах и заботах, и не чувствовать себя плохой матерью и женой.

Профессиональное выгорание очень негативно сказывается на взаимодействие внутри трудового коллектива, что наглядно видно при негативной оценке испытуемыми атмосферы в трудовом коллективе.


Эмоциональное выгорание у молодой матери приводит к развитию у нее апатии, раздражительности, недовольства и т.д. И, как следствие этого – мама срывается на других членов семьи, начинаются скандалы и ссоры с мужем… Атмосфера в семье накаляется так, что дело может дойти до развода.

У медицинских сотрудников есть защитные механизмы от профессионального выгорания, которые вырабатываются ими со временем, и один из которых - это переориентирование их с заинтересованности в решении рабочих вопросов, выполнению поставленных задач совместно с коллегами, с общения с пациентами и решением их проблем на достижение личного результата в работе, решения своих проблем и т.д.

Одним из защитных механизмов защиты женщины от родительского выгорание является переориентирование ее с решения семейных проблем на занятия, которые помогут женщине достичь какого- то личного развития Это может быть обучение новой профессии, занятия хендмейдом и т.д.

У медицинских сотрудников отмечается достаточно высокий уровень тревожности. Это может быть связано как раз с той ответственностью, что они берут на себя, ставя диагноз пациентам и назначая лечение. Ситуативная тревожность может усиливаться у лиц, подверженных выгоранию. Приняв меры к снижению уровня тревоги можно стабилизировать эмоциональное благополучие человека, а это в свою очередь положительно отразится на его профессиональной деятельности.

Тревожность любой мамы всегда будет повышенной величиной. Ведь она отвечает не только за свою жизнь, но и за жизнь и здоровье своей крохи. Это большая ответственность, которую берут на себя мамы. Особо тревожные переживают за каждый шаг ребенка , волнуются за него когда он в саду, за его успехи в учебе…

Есть много способов для снижения этой тревожности, например занятия спортом, и появлению эмоционального равновесия. Когда женщина спокойна – спокойны и все те. кто рядом с ней.


В данном исследовании использовалась:

  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
  • Опросник уровня субъективного контроля (на основе шкалы Дж. Роттера)
  • Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера
  • Методика исследования уровня эмпатийных тенденций И.М.Юсупова
  • Методика определения направленности личности(ориентационная анкета) Б. Басса.
  • Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
  • Методика выявления личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптированная на русский язык Ю.Л. Ханиным)
  • Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

В исследовании приняли участие 27 медицинских сотрудников , из них 19 медицинских сестер (70,37%) и 8 врачей (29,63%).

Таблица 1 Распределение участников исследование по стажу

Стажевая группа

Количество человек

% от общего числа участников

До 5 лет

3

11,11

6-9 лет

4

14,81

10-19 лет

9

33,33

20-29 лет

6

22,22

30 и более лет

5

18,51



Таблице 2 Распределение участников исследование по возрасту

Возрастная группа

Количество человек

% от общего числа участников

до 25 лет

2

7,40

25-34 лет

3

11,11

35-44 лет

12

44,44

45-54 лет

2

7,40

старше 55 лет

8

29,62

Основной методикой для диагностики уровня профессионального выгорания в  исследовании послужила методика В.В. Бойко. Именно она помогает определить все три стадии стресса (по Г. Селье), которые развиваются при выгорании:

  1. Нервное напряжение (тревожность) — оно формируется в хронически травмирующей эмоциональной атмосфере в коллективе, при недостаточной организации деятельности, когда работа требует повышенной ответственности и др.
  2. Резистенция (сопротивление) — человек в меру своих сил и возможностей пытается оградить себя от неприятных переживаний и дискомфорта.
  3. Истощение — нехватка психических ресурсов для дальнейшей работы, снижение эмоционального тонуса.

По данным тестирования, такой компонент эмоционального выгорания как «напряжение» находится на стадии формирования у 22,22% испытуемых, сформирован – у 11,11%. Т.о., более чем у половины участников обследования (66,66%) данный симптом не сформирован.

Напряжение

Достигает стадии доминирования только у некоторых испытуемых со стажем работы от 10 до 29 лет. Следует отметить, что у сотрудников больницы со стажем более 30 лет данный показатель не достигает даже стадии формирования. В целом, в отношении данного показателя нельзя проследить достоверных связей со стажем работы, на что указывает и корреляционный анализ (коэффициент корреляции не достигает уровня статистической значимости).

По данным тестирования, такой компонент эмоционального выгорания как «резистенция» находится на стадии формирования у 22,22% испытуемых, сформирован – у 25,93%. Т.о., примерно у половины обследованных (51,85%) данный симптом не сформирован.

Наиболее благоприятные результаты демонстрируют испытуемые со стажем работы более 30 лет.

В данном случае коэффициент корреляции (-0,46) является значимым, что свидетельствует о выраженной обратной связи между стажем и уровнем выраженности такого компонента эмоционального выгорания, как резистенция. Т.е., сотрудники больницы с большим стажем менее склонны к неадекватному эмоциональному реагированию на производственные ситуации. Их эмоции меньше влияют на их профессиональные действия, чем у их менее опытных коллег.

Истощение

По данным тестирования, такой компонент эмоционального выгорания как «истощение» находится на стадии формирования у 25,93% испытуемых, сформирован – 11,11%. Т.о., более чем у половины участников обследования (62,96%) данный симптом не сформирован.

«Истощение» так же не характерно для испытуемых с большим стажем работы.

Корреляционный анализ демонстрирует обратную взаимосвязь между данным параметром и стажем работы (коэффициент корреляции = -0,47, что достигает уровня значимости).

У большинства обследованных (88,88%) зафиксирован средний (нормальный) уровень развития эмпатии. Низкий уровень эмпатии отмечен у 7,40% обследованных, а высокий – у 3,70%. При этом испытуемых с очень низким или очень высоким уровнем эмпатии не выявлено.

Данные корреляционного анализа указывают на отсутствие значимых взаимосвязей между уровнем эмпатии и компонентами эмоционального выгорания.

Не выявлено достоверных корреляций между компонентами эмоционального выгорания и эмпатией, а так же между эмпатией и стажем работы.

Так же не выявлено значимых связей между компонентами выгорания и уровнем выраженности направленности личности «на общение». При этом, отмечается значимая корреляция (0,44) между истощением и направленностью личности «на себя». Возможно, подобная направленность в данном случае выступает неким защитным механизмом, когда человек, страдающий от упадка сил, нервного истощения и других симптомов выгорания переориентируется с решения профессиональных проблем (в т.ч. с проблем пациентов, если мы говорим о медицинском персонале), на заботу в большей степени о себе, своем пошатнувшемся благополучии.

Негативно сказывается профессиональное выгорание и на взаимодействие внутри трудового коллектива. Зафиксированы положительные статистически значимые корреляции между компонентами выгорания и негативными оценками испытуемыми атмосферы в трудовом коллективе. При этом, наиболее выражены связи между недовольством ситуацией в коллективе и таким компонентом выгорания как резистенция.

У значительной части испытуемых отмечается достаточно высокий уровень тревожности.

Так высокий уровень ситуативной тревожности зафиксирован у трети испытуемых (33,33%), личностной – более чем у половины (62,96%). Среди обследованных нет никого с низким уровнем личностной тревожности, низкий же уровень тревожности ситуативной отмечается только 7,40% испытуемых.

Данные корреляционного анализа указывают на положительную взаимосвязь между уровнем тревожности и компонентами эмоционального выгорания (см. таблицу)

Говорить о причинно-следственных связях в данном случае сложно. Однако, можно предполагать, что личностная тревожность, будучи достаточно стабильной характеристикой, мало подвержена влиянию профессионального выгорания и скорее сама является фактором его усиливающим. В то же время тревожность ситуативная может усиливаться у лиц, подверженных выгоранию. В любом случае, можно говорить, что снижение уровня тревоги является важным условием эмоционального благополучия человека, влияющем в т.ч. на его профессиональную деятельность.

Автор Ирина Дмитриева

Фото из свободных источников


Возврат к списку




×
Вход на сайт