Методика ввода сока в качестве первого прикорма была особенно распространена в период до 70х годов. Причем не только в России, но и в Европе и Америке. Но уже в конце 60х в Америке, Европе, Австралии появились первые рекомендации по ограничению подобных пищевых мероприятий для детей.
Обращаясь к тому времени, вспомним, что основной упор делался на искусственное питание. Считалось, что ЛУЧШЕ докормить ребенка смесью, чем поддержать грудное вскармливание, ведь маме нужно было как можно скорее выйти на работу, и в итоге ребенок нуждался в дополнительных источниках пищевых веществ. Да, соки в качестве первого прикорма приносят вред. Но недостаточное питание из-за отсутствия грудного молока, и питание молочной смесью несбалансированного состава с кристаллическим сахаром из коровьего молока или кефира, для ребенка более опасно. Дефицит питательных веществ провоцирует тяжелые дефекты развития, а проблемы ЖКТ, во-первых, более отдалены во времени (чаще всего до предпубертата), и во-вторых - потенциально знакомы и теоретически излечимы.
Для примера можно взять усваиваемость железа.
В грудном молоке содержание железа незначительно само по себе, около 0,04 мг на 100 грамм. Но у железа в грудном молоке уникальнейшая биологическая доступность - 50-75%. Ни один продукт в мире не дает такой доступности! То есть всасываемое количество в мкг/100 грамм составляет около 20-30.
В современных адаптированных смесях содержание железистого сульфата порядка 0,2-0,4 мг/100 грамм (в обогащенных смесях 0,6мг/100 грамм). С учетом его биологической доступности (а это составляет порядка 20%) всасываемое количество составляет от 40 до 120 мкг/100 грамм.
По данным ВОЗ 20 мкг/100 грамм является достаточным количеством для удовлетворения потребностей ребенка до возраста 6-8 месяцев в среднем. В смесях, в которых нет стимулирующих всасывание дополнительных факторов, содержание железа, как можно увидеть - завышено.
А вот в молочной смеси, которой кормили нас мамы, содержание железа в два раза меньше, чем в грудном молоке – 0,02 мг/100 грамм. Биологическая доступность низкая – 10%, и количество всасываемого железа получается всего 2 мкг/100 грамм смеси.
Содержание железа в обогащенном яблочном соке составляет около 0,4-0,5 мг/100 грамм. Биологическая доступность - 1-2%, то есть всасывается порядка 4 мкг/100 грамм.
То есть для ребенка, который в ТО время находился на искусственном вскармливании, профилактика железодефицитной анемии была ОЧЕНЬ актуальна. Потому что из доступного питания он получал меньше 1/10 необходимого количества. Соки выступали ХОТЬ КАКОЙ-ТО альтернативой решения подобной проблемы.
Потому то, к возрасту физиологического уменьшения запасов железа в организме (около 4-х месяцев) у ребенка, который вскармливается несбалансированной по составу смесью, в питании должно было бы быть уже ДОСТАТОЧНОЕ количество иного источника железа – сока. По крайней мере хотя бы эти 100 грамм сока в день. Но если их сразу дать ребенку – он, простите, загнется. Потому то его и вводили как можно раньше, чтобы растянуть период привыкания. Сгладить стрессовый эффект.
В тот период распространенность грудного вскармливания в России была достаточно на низком уровне, также как и промышленное производство смесей не предлагало адекватного состава искусственных заменителей, да и мало кто из врачей будет разбираться, на каком вскармливании находится ребенок, ведь мама может врать или недоговаривать, а это чревато. Потому-то, исходя из принципа меньшего зла и руководствуясь благом большинства, данная рекомендация являлась всеобщей. Если и будет какой-то вред – он будет малым, по сравнению с проблемами дефекта роста у ребенка в первый год из-за плохого питания неадаптированной пищей.
Вот, собственно и все... Основная беда в том, что в условиях современного питания малышей, плюсы ввода сока потеряли актуальность. А когда даже сомнительной пользы нет, то что осталось?
14790 пользователей
на сайте за всё время
16180 семей посетили
наши мероприятия
1324 мамы посетили
семинары и тренинги
2788 паре мама + малыш
помогли наладить
грудное вскармливание