На работе мое планирование рабочего времени прочно связано с ежедневником. По понедельникам (или в конце рабочего дня в пятницу) я записываю туда перечень дел, который надо сделать за неделю. По мере выполнения этих задач, отмечаю галочкой то, что сделано, и переписываю на следующую неделю то, что выполнить по каким-либо причинам не получилось.
Домашние дела и обязанности в семье так же можно распределять между членами семьи при помощи составления такого перечня задач на семь дней.
С одной стороны удобно: все находится перед глазами, чтобы не забыть. Но с другой, у такого перечня дел на бумаге отсутствует гибкость и пластичность…Для того, чтобы разбить сложные задачи на несколько простых и перераспределить их между членами семьи придется исправлять, зачеркивать, дописывать. Это занимает время.
Можно переписать задачи на клейкие стикеры. В блокноте (или просто на обычном листе формата А4) сделать несколько граф с именами членов семьи и распределить эти стикеры между ними. Это поможет легко поменять задачи местами. Если кто-то не смог выполнить какое-либо дело, достаточно просто переклеить стикер в графу тому, кто сделает это за него.
Когда просьбы взрослых выполняют дети, им важно видеть наглядно то, что нужно сделать, что результат получен и, что родители видели и похвалили их за помощь. Все это можно осуществить при помощи SCRUM-доски.
SCRUM-доска представляет собой плоскую поверхность, разграниченную на пять колонок. Стикеры, с написанными на них задачами, переклеиваются с одной на другую по мере их приближения к последней колонке, в которой собираются все выполненные дела. Удобство такого системного подхода к планированию дел в том, что все задачи находятся в поле зрения, их можно поменять местами, и не обязательно все время держать в голове. Ведь они расположены на SCRUM-доске, достаточно просто посмотреть на нее.
Выглядит она так:
БЭКЛОГ |
НАДО |
ДЕЛАТЬ |
ПРОВЕРКА |
ГОТОВО |
|
|
|
|
|
Давайте рассмотрим каждую из колонок, чтобы понять, как они устроены.
Сюда следует наклеивать стикеры с теми задачами, про которые надо не забыть и когда-нибудь сделать. У них нет четких сроков выполнения, поэтому с этой колонки в разделы «Надо» и «Делать» они могут попасть в любое время, удобное и подходящее для их реализации.
Здесь на стикерах должны быть написаны конкретные задачи, которые необходимо выполнить за 7 дней. Обычно они наклеиваются вечером воскресенья, но могут и дополниться делами в течение недели.
В этой колонке собираются стикеры с задачами, которые надо сделать конкретно в этот день. Они попадают в нее из раздела «Надо», «Бэклог» накануне вечером, а могут быть написаны и наклеены в течение дня (если появилось какое-либо срочное дело, требующее немедленного выполнения).
Сюда перемещаются те дела, которые сделаны детьми. Качество сделанной ими работы, перед тем как переместить стикеры в последнюю колонку, должны проверять родители.
В последнюю колонку попадают все сделанные задания взрослыми, а так же выполненные детьми дела, после их проверки мамами или папами.
Если ребенок в семье не один, а двое или трое –можно использовать для записи их запланированных дел цветные стикеры. Так дети будут наглядно видеть, какие задачи перед ними поставлены, и сколько дел они выполнили в течение недели.
При использовании SCRUM-доски нужно придерживаться нескольких простых, но обязательных правил:
Ежедневный обзор проводится ребенком совместно со взрослыми каждый вечер. В первую очередь родители смотрят и проверяют все дела в колонке «Проверка». И если задачи выполнены ребенком качественно и хорошо – переклеивают стикеры с ними в колонку «Сделано».
Если сделанное ребенком дело требует доработки – то стикер возвращается в колонку «Делать». Далее взрослые и ребенок должны просмотреть эту колонку, выяснить причины, по которым задача не выполнена, и обговорить новые сроки ее решения. Этот же раздел на SCRUM-доске дополняется стикерами с делами из колонки «Надо», которые должны быть выполнены завтра. Если появились какие-то непредвиденные ранее задачи, то они добавляются туда же.
Еженедельный обзор предусматривает анализ последней колонки «Сделано», подведение итогов за неделю. Взрослые должны обязательно похвалить ребенка и обратить его внимание на тот объем дел, который он выполнил за прошедшие семь дней! Дети будут гордиться своими успехами и проделанной работой. А похвала родителей за помощь по дому – это лучший стимул и дальше принимать участие в домашних делах!
После этого из последней колонки удаляются все стикеры.
В нашей жизни много ежедневных повторяющихся дел (например, вынести мусор, купить хлеба и молока, убраться в комнате, и т.д.), поэтому очень удобно использовать SCRUM-доску. После обнуления последней колонки на еженедельном обзоре, стикеры с этими заданиями переклеиваются обратно в колонку «Надо». Туда же добавляются новые дела, которые нужно сделать в течение недели.
Таким образом, будут дополняться колонки «Бэклок», «Надо» и «Делать» (в зависимости от того, насколько срочно надо новую задачу выполнить).
Исключение составляют только дела, которые быстрее сделать, чем написать их на стикере (например, убрать обувь на полочку), а так же срочные дела, которые надо сделать прямо сейчас (например, убрать с пола землю из цветочного горшка, который опрокинула кошка).
Важно, чтобы ребенок сам проявлял инициативу и спрашивал, каким образом он может сегодня помочь маме и папе. А дальше записывал полученные задания на стикере и клеил их в колонку «Делать».
Стикеры с этими приятными делами тоже должны быть на SCRUM-доске, но только последними в очереди на выполнение. Ведь задача родителей научить своих детей рациональному планированию своего свободного времени, а не загружать их только работой по дому.
Ребенок в этом случае будет знать, что чем скорее он выполнит все основные дела, тем быстрее сможет посмотреть любимый мультик или поиграть в планшет.
Автор Ирина Дмитриева
Фото из свободных источников
14790 пользователей
на сайте за всё время
16180 семей посетили
наши мероприятия
1324 мамы посетили
семинары и тренинги
2788 паре мама + малыш
помогли наладить
грудное вскармливание