Самостоятельность ребенка: формирование и развитие

11.09.2019
Самостоятельность ребенка: формирование и развитие

Большинству родителей хочется видеть своего ребенка ответственным и самостоятельным. Однако зачастую они, родители, в своих желаниях изменить жизнь семьи опираются на поверхностные впечатления от поведения других детей. Например, соседская девочка сама ходит в магазин или готовит себе завтрак. И у мамы может появиться мысль: а почему моя дочь этого не делает? При этом она, возможно, начнет представлять, как и ее дочь наконец-то без многократных напоминаний идет в магазин, убирает у себя в комнате… Согласитесь, многие кивнули головой в этом месте и узнали себя.

И все это маме очень нравится. Но при этом в своих фантазиях мама видит лишь часть картины, потому что другая часть – она сама. Ведь ей тоже придется изменить свое поведение. Задавала ли эта мама себе вопрос, что она будет говорить дочери при встрече с ней, если отпадут все напоминания и требования с ее стороны? Каким будет поведение мамы, если дочь начнет сама не только все делать, но и решать, что делать? Найдет ли себе мама место в этой изменившейся жизни? И как она начнет выражать свою любовь к дочери, если выражала ее только в словах тревоги и опеки? Ведь придется перестраивать не только свое поведение, но и свою речь. А многие родители оказываются к этому не готовы…

И вот парадокс – то, чего мы очень хотим (чтобы ребенок был самостоятельным) не случается именно потому, что мы, родители, оказываемся к этому не готовы.

Многие родители, особенно матери, после рождения долгожданного ребенка суживают свой мир до потребностей своего ребенка. В сущности, они перестают жить своей жизнью, а вместо этого живут жизнью своего ребенка. И им просто необходимо постоянно заботиться о нем, опекать его, заполнять свое личное пространство его жизнью. Такие матери перестают воспринимать себя как отдельно существующую личность, они не отделяют себя от ребенка. Его же, в свою очередь, они делают неотделимым от себя. Местоимение «Мы» заменяет в речи родителей местоимение «Я». Помните, «мы поели», «мы идем гулять», «мы пошли в сад», «мы учим уроки»… И неважно, сколько ребенку лет. Такой ребенок со временем перестает что-либо решать самостоятельно, а, следовательно, и отвечать за свои решения. Зачем, если все это делает другой, мама, например.

При этом такая мать часто постоянно жалуется, что ей трудно, что у нее нет свободного времени, что ей приходится все контролировать самой за всем следить, т.к. ребенок несамостоятелен. Но, несмотря на все жалобы, это взаимодействие ее устраивает. Устраивает это и ребенка. Он может огрызаться, иногда грубить, но на самом деле ему выгодно ни за что не отвечать. Ведь те решения, которые принимает за него его мать, он может выполнить плохо или не выполнять вовсе, т.к. за их выполнение отвечает тоже мать.. Такой вот замкнутый круг получается.

Что же делать? Как воспитать ребенка самостоятельным и научить его самого брать ответственность за свои поступки? Прежде всего задайте себе вопросы:

  • Что хорошего дает мне нынешнее поведение ребенка? Есть ли в чем-то (и в чем?) вторичная выгода от такого поведения?
  • Как придется мне как родителю изменить свое поведение, если изменится поведение ребенка?

И если к изменениям вы готовы, запаситесь терпением. Начать придется с себя. Ведь только изменившись сами, вы сможете изменить своего ребенка. Научитесь заботиться о себе, научитесь говорить на языке «Я-сообщений», т.е. говорить о том, чего вы хотите, что и почему вам необходимо, а не о том, что следует делать или говорить другому. В этом случае акцент делается на ваших чувствах по поводу, скажем, неубранной комнаты или игрушек, а ответственность за уборку вы оставляете ребенку.

Успехов вам на этом нелегком пути изменений!


Автор: Ирина Жданова, практический психолог-консультант, детский клинический психолог, тренер, автор и ведущая тренингов в направлении личной эффективности.

Фото из открытых источников.


Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт