Психодрама: учим ребенка общаться со сверстниками

20.07.2021
Психодрама: учим ребенка общаться со сверстниками

Многие современные дети имеют проблемы в общении со сверстниками. Какие причины коренятся в основе этого явления, как научить взаимодействию и наладить детские коммуникации?

Нас с вами никто не обучал дружить. И конечно все мы понимаем, что причиной этого был совсем иной уклад жизни ребенка. Детство современных родителей проходило во дворах, собиравших разновозрастные компании детей. Они играли, общались — взаимодействовали друг с другом на непосредственном, «живом» опыте. А вспомним лето в деревне у бабушек?
Все вместе стайкой на речку, походы за земляникой, старшие приглядывали за младшими, а малыши впитывали опыт первых.

Не было такого огромного количества часов, проведенных у компьютера. Современные психологи неслучайно бьют тревогу по поводу засилья компьютерных игр и приложений, ведь все общение ребенка ограничено экраном и кнопками, а все разговоры с собеседником — двигание мышкой и удары по клавишам. Не нашел общий язык с одним — ничего страшного, подтянется другой неизвестный «друг» по ту сторону экрана.
О вреде и опасности такого времяпрепровождения сказано уже не раз и очевидно, что мы должны делать все что в наших силах по возвращению живого и настоящего общения и игр в жизни наших детей.

Говоря о дошкольниках, стоит упомянуть, что график в детских садиках бывает настолько плотным, что на обучение общению детей совсем не остается времени, так как перед воспитателями стоят другие задачи — дать определенный объем знаний, а не организовать совместную, обучающую коммуникативным навыкам, игру.

Как все исправить?

Научить ребенка общаться со сверстниками можно только собственным примером. Но и здесь есть свои минусы. К примеру, если вы каждый раз показываете ребенку, как нужно знакомиться с другими детишками, то рискуете стать неизменным звеном в этой цепи общения и ребенок может начать все время тянуть вас за собой, чтобы именно вы помогли ему знакомиться.

Если в вашем доме всегда полно взрослых гостей, то пользы для ребенка в этом никакой.
Ведь взрослый всегда, осознанно или не очень, подстраивается под интересы ребенка, поддается в играх, сглаживает конфликтные ситуации.

Поэтому лучшим решением будет по возможности приглашать к себе в гости компании детей и устраивать их досуг: организовывать совместные игры, учить договариваться друг с другом, сглаживать возникающие конфликты. Только в процессе живого общения со сверстниками в оффлайне, а не у компьютера и смартфона, можно научить ребенка гармонично общаться с другими детьми.

Новое решение - психодрама

Конечно, чтобы организовывать подобные детские посиделки у себя дома, не у всех родителей найдется желание, а главное силы и время. И ведь бывает дети, имеющие реальные проблемы с коммуникацией, сопровождающиеся агрессией, страдающие иногда и застенчивостью, заниженной самооценкой — в таких случаях следует обратиться за помощью к специалистам.

Новый метод групповой работы носит название психодрама и постепенно набирает все большую популярность. Техника психодрамы помогает разобраться и в более глубинных проблемах, чем просто неумение общаться с ровесниками. Психодрама театрализованно проигрывает проблемные ситуации, помогает лучше особенности других людей и свой внутренний мир. Автор системы, Якоб Леви Морено, использовал в качестве помощи человеку в разрешении трудных жизненных ситуаций и личных проблем инсценирование переживаемой человеком реальности.

«В психодраме исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе психодрамы воссоздается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений человека. Психодрама показывает, что главное в человеческом общении – это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, то есть не в значениях, а в подтексте» - пишет В.П.Зелеева.

«Формат психодрамы таков, что ребятам приходится договариваться, хотят они этого или нет. Занятие проходит в виде игры, где каждый придумывает себе и окружающим роли, предлагает такую историю, чтобы все остались довольны. А это непростая задача. Раздают роли и ведущим, двум взрослым специалистам, которые непосредственно участвуют в процессе. Затем все создают себе костюмы, строят дома и декорации. После игры мы всегда обсуждаем происходившее, делимся чувствами и эмоциями, закрепляем пережитый опыт», - рассказывает Дарья Запорожская, психолог, специализирующийся на психодраме.

Психологи, участвующие в процессе работы с детьми, соответственно далее делают выводы о том, как и почему распределялись роли, каким образом внутренний и внешний конфликт пытается решить тот или иной ребенок. И далее специалисты организовывают проигрывание таким образом, чтобы у ребенка сформировалась правильная реакция на заданную проблему.

Стоит отдельно отметить, что психодрама - не кружок развивашек. Работа ведется на гораздо более глубоком уровне. Сюда приходят люди с реальными проблемами, в том числе и невротического характера, к примеру такими, как энурез или ночные кошмары.

Для прихода в группу есть свои противопоказания — психические заболевания, сильнейшие нарушения поведения. Перед поступлением в группе проводится обязательное собеседование, где все это тщательно проверяется и устанавливается, если еще не было выявлено. С детками, которые не готовы к коллективной групповой работе сначала проводят монодраму — участник он сам и игрушки. В группе психодрамы их переведут, когда они будут готовы.

Как правило, максимальное число участников одной группы- 6 человек, сверстников.
Детям - участникам психодрамы — от 5 до 13 лет. Для более старших подростков и взрослых существуют другие направления психодрамы. Для родителей есть разумеется и обратная связь — раз в пару месяцев проводятся специальные тренинги. Курс психодрамы долгий, как правило, он длится весь учебный год и результат от такой длительной игротерапии часто превосходит ожидания.

В целом, как метод воздействия и взаимодействия психодрама способствует развитию и ускорению личностного роста, помогает человеку, как ребенку, так и взрослому расширить и углубить представление о реальности при соприкосновении - «встрече» двух или нескольких психических реальностей. Психодрама — деятельностный метод, вобравший в себя глубокие возможности для внутреннего роста и творчества.

Автор Савина Екатерина

Фото из свободных источников

Возврат к списку




×
Вход на сайт