31.07.2019
Что такое психомоторное развитие для ребенка раннего возраста?
- развитие способности видеть, рассматривать, исследовать, узнавать предметы и объекты окружающей среды;
- способность узнавать и различать различные звуки;
- развитие двигательной сферы, способности к овладению двигательными навыками;
- развитие процессов внимания, памяти, мышления;
- развитие способности к взаимодействию, формирование
- психологической устойчивости.
Чему учится ребенок с 0 до 3 месяцев
- появляется улыбка, вокализации, двигательное оживление в ответ на общение со взрослым;
- многократно повторяет слоги, звуки - гулит;
- выражает неудовольствие на сильные звуковые и световые раздражители;
- поднимает и удерживает голову в вертикальном положении тела и лежа на животе;
- лежа на спине, поворачивается на бок;
- фиксирует взгляд на лице, игрушке и прослеживает движение;
- ищет источник звука поворотом головы.
Чему учится ребенок с 4 до 6 месяцев
- поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
- в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
- стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
- при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
- четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
- тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
- частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
- громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
- узнает мать, радуется при ее появлении.
Как играть с ребенком в возрасте от 0 до 6 месяцев
Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между мамой и ребенком.
Чему учится ребенок с 7 до 9 месяцев
- при подтягивании за руки поднимает голову, садится;
- самостоятельно сидит и встает на четвереньки, раскачивается, а затем ползет;
- самостоятельно встает, держась за опору, хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки;
- пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела;
- берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку;
- рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает и следит за игрушкой, которая упала вниз;
- ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки;
- ребенок узнает знакомого взрослого, появляется страх «чужого»;
- внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт – появляется стойкий познавательный интерес;
- появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги;
- появляется интонационно-выразительный лепет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да»; общается жестами;
- играет в «ладушки», «сороку», «прятки»;
- кивает головой, показывая согласие «да», отрицание «нет»;
- знает свое имя, поворачивается на голос;
- самостоятельно играет с различными игрушками, умышленно сбрасывает их и ждет, когда мама поднимет.
Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев
- появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
- уверенно и быстро ползает на четвереньках;
- появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
- собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.;
- по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
- выполняет простые поручения;
- очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
- легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
- взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
- по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
- реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
- с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
- по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела;
- голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
- ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».
На что обратить внимание родителям
- отставание в росте, весе;
- при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
- проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.);
- ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
- в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
- не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.
Чему учится ребенок с 1 года до 1,5 лет
- много ходит, приседает, может пятиться, перешагивает препятствия приставным шагом;
- может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу;
- повторяет ранее видимые действия в игре;
- ориентируется в формах: (шарик, кубик, кирпичики пр.);
- различает предметы по величине;
- обобщает предметы по существенным признакам (машинки, кубики);
- быстро расширяется запас понимаемых слов, увеличивается словарный запас;
- использует более сложные слова при общении.
Чему учится ребенок с 1,5 до 2 лет
- прыгает, бегает, перешагивает и обходит препятствия;
- ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см;
- частично надевает вещи с помощью взрослого;
- понимает рассказ по картинке,
- отвечает на простые вопросы;
- выполняет несложные постройки из кубиков— домик, ворота и т.п.;
- обозначает действия двумя словами, использует глаголы.
На что обратить внимание родителям
- ходит на носочках; походка неуверенная, покачивающаяся; часто натыкается на предметы;
- низкий познавательный интерес к окружающему миру, стремление к одиночеству;
- ребенок не интересуется игрушками, не подражает действиям взрослого;
- не откликается на свое имя, не использует речь для общения;
- бурно реагирует на запреты (падает на пол, бьется головой ...)
Чему учится ребенок с 2 до 2,5 лет
- перешагивает препятствия высотой 15 – 20 см чередующимся шагом;
- правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
- частично или полностью самостоятельно одевается;
- употребляет в речи прилагательные и местоимения, а затем – сложные предложения с придаточными;
- начинает задавать вопросы «где?» «когда?»;
- понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого;
- подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм, основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый;
- выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их;
- усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии.
Чему учится ребенок с 2,5 до 3 лет
- перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом;
- полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого;
- при необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком;
- часто задает вопросы «почему?», «зачем?»;
- по назначению использует предметы в игре;
- правильно показывает и называет основные цвета;
- появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.;
- появляются элементарные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина.
На что обратить внимание родителям
- отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии;
- частые падения, неспособность перешагивать через препятствия;
- потеря интереса к играм;
- затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
- неспособность понимать и выполнять простые просьбы;
- трудности взаимодействия (речевого, жестового и т.д.);
- трудности овладения навыками самообслуживания.
Организация развивающей среды
Развивающая среда должна быть:
- безопасной;
- доступной;
- в меру упорядоченной;
- с возможностью двигательной активности;
- легко транcформируемой;
- с местом для спокойных игр, творчества, рисования и т.п.;
- с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре.
Все дети растут и развиваются по-разному
Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.
Благополучное психомоторное развитие ребенка является фундаментом для формирования гармоничной личности. Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи, укрепление привязанности, создание безопасной, принимающей среды.
Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, психологом, специалистом по раннему развитию.
Служба ранней помощи Лекотека
На базе отделения лечебной педагогики и реабилитации Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы работает лекотека. Лекотека - это служба ранней помощи ребенку; служба психологического сопровождения, специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями развития (до 4-х лет).
В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов - педагогов, психологов - в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.
Посредством игры специалисты проводятся занятия:
- по сенсомоторной коррекции, которые активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
- по игровой терапии - в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
- по формированию коммуникативных навыков - у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.
Важным направлением работы с детьми раннего возраста является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.
Что почитать по развитию ребенка
- Эрнест Кипхард. «Как развивается ваш ребенок».
- Яничева Т.Г. «Полезная книга для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей».
- Жукова О. «Самоучитель для родителей» (от рождения до трех лет)
Подготовлено на основании материалов презентации Сапожниковой Галины Павловны, психолога службы ранней помощи Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и центра психолого-медико-социального сопровождения "Валеоцентр".
Фото из свободных источников