Нормы психомоторного развития ребенка

31.07.2019
Нормы психомоторного развития ребенка

Что такое психомоторное развитие для ребенка раннего возраста?

  • развитие способности видеть, рассматривать, исследовать, узнавать предметы и объекты окружающей среды;
  • способность узнавать и различать различные звуки;
  • развитие двигательной сферы, способности к овладению двигательными навыками;
  • развитие процессов внимания, памяти, мышления;
  • развитие способности к взаимодействию, формирование
  • психологической устойчивости.

Чему учится ребенок с 0 до 3 месяцев

  • появляется улыбка, вокализации, двигательное оживление в ответ на  общение со взрослым;
  • многократно повторяет слоги, звуки - гулит;
  • выражает неудовольствие на сильные звуковые и световые раздражители;
  • поднимает и удерживает голову в вертикальном положении тела и лежа на животе;
  • лежа на спине, поворачивается на бок;
  • фиксирует взгляд на лице, игрушке и прослеживает движение; 
  • ищет источник звука поворотом головы.

Чему учится ребенок с 4 до 6 месяцев

  • поворачивается со спины на живот, а затем и обратно;
  • в положении на животе – уверенная опора на предплечья, а позже – на ладони выпрямленных рук;
  • стоит при поддержке за подмышки, опирается на кончики пальцев;
  • при поддержке за туловище, на твердой основе пружинит ножками;
  • четко находит источник звука в пространстве поворотом головы;
  • тянется к игрушке и рассматривает ее, держа в своей руке, перекладывает из руки в руку;
  • частое длительное, нараспев, «гуление» разными звуками;
  • громко смеется в ответ на эмоциональное обращение;
  • узнает мать, радуется при ее появлении.

Как играть с ребенком в возрасте от 0 до 6 месяцев

Играя с ребенком, выполняя необходимые процедуры по уходу за ним, ласково разговаривайте, старайтесь поймать его взгляд, вызвать на общение. Сопровождайте свои действия песенками, потешками. Берите малыша на руки, плавно покачивайте, улыбайтесь ему – все это укрепляет взаимосвязь между  мамой и ребенком.

Чему учится ребенок с 7 до 9 месяцев

  • при подтягивании за руки поднимает голову, садится;
  • самостоятельно сидит и встает на четвереньки, раскачивается, а затем ползет;
  • самостоятельно встает, держась за опору, хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки;
  • пытается достать предмет, если это можно сделать, изменив положение тела;
  • берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку;
  • рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает и следит за игрушкой, которая упала вниз;
  • ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки;
  • ребенок  узнает знакомого взрослого,  появляется страх «чужого»;
  • внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт – появляется стойкий познавательный интерес;
  • появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги;
  • появляется интонационно-выразительный лепет, ясно произносит звуки «ба», «ма», «да»; общается жестами;
  • играет в «ладушки», «сороку», «прятки»;
  • кивает головой, показывая согласие «да», отрицание «нет»;   
  • знает свое имя, поворачивается на голос;
  • самостоятельно играет с различными игрушками, умышленно сбрасывает их и ждет, когда мама поднимет.

Чему учится ребенок с 10 до 12 месяцев

  • появляются первые самостоятельные шаги без поддержки;
  • уверенно и быстро ползает на четвереньках;
  • появляется «пинцетный» захват: берет маленький предмет вытянутым указательным и большим пальцами;
  • собирает пирамидку, кладет игрушки на место, закрывает ящики, играет в кубики и др.;
  • по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку;
  • выполняет простые поручения;
  • очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке;
  • легко вступает в контакт, подражает действиям других людей;
  • взаимодействует с другим ребенком, сопровождая это смехом или лепетом;
  • по просьбе обнимает родителей, стремится к одобрению, любят похвалу;
  • реагирует на музыкальные звуки танцевальными движениями по просьбе и самостоятельно;
  • с удовольствием выполняет разные известные действия: «сорока», «ладушки», «до свидания»;
  • по просьбе показывает части своего или чужого лица и тела; 
  • голосом или жестом сигнализирует о своих желаниях;
  • ориентируется в понятиях «можно», «нельзя», понимает запреты: «сиди тихо», «не бери».

На что обратить внимание родителям

  • отставание в росте, весе;
  • при общении с близкими взрослыми не проявляет положительной эмоциональной и двигательной реакции;
  • проявляет слабую или, наоборот, преувеличенно сильную реакцию на изменения внешнего мира (звуки, яркий свет и т.п.);
  • ребенок не выполняет и не усваивает двигательные навыки в соответствии с возрастом;
  • в выражении своих потребностей и желаний не используется указательный жест;
  • не проявляет заинтересованности в контакте с близкими людьми, не выделяет чужих.

Чему учится ребенок с 1 года до 1,5 лет

  • много ходит, приседает, может пятиться, перешагивает препятствия приставным шагом;
  • может самостоятельно есть ложкой густую и жидкую пищу;
  • повторяет ранее видимые действия в игре;
  • ориентируется в формах: (шарик, кубик, кирпичики пр.);
  • различает предметы по величине;
  • обобщает предметы по существенным признакам (машинки, кубики);
  •  быстро расширяется запас понимаемых слов, увеличивается словарный запас;
  • использует более сложные слова при общении.

Чему учится ребенок с 1,5 до 2 лет

  • прыгает, бегает, перешагивает и обходит препятствия;
  •  ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см;
  • частично надевает вещи с помощью взрослого;
  • понимает рассказ по картинке,
  • отвечает на простые вопросы;
  •  выполняет несложные постройки из  кубиков— домик, ворота и т.п.;
  •  обозначает действия двумя словами, использует глаголы.

На что обратить внимание родителям

  • ходит на носочках; походка неуверенная, покачивающаяся; часто натыкается на предметы;
  • низкий познавательный интерес к окружающему миру, стремление к одиночеству;
  • ребенок не интересуется игрушками, не подражает действиям взрослого;
  • не  откликается на свое имя, не использует речь для общения;
  • бурно реагирует на запреты (падает на пол, бьется головой ...)

Чему учится ребенок с 2 до 2,5 лет

  • перешагивает препятствия высотой 15 – 20 см чередующимся шагом;
  • правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
  • частично или полностью самостоятельно одевается;
  • употребляет в речи прилагательные и местоимения, а затем – сложные предложения с придаточными;
  • начинает задавать вопросы «где?» «когда?»;
  • понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого;
  • подбирает по образцу и просьбе предметы основных геометрических форм, основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый;
  • выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их;
  • усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии.

Чему учится ребенок с 2,5 до 3 лет

  • перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом;
  • полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого;
  • при необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком;
  • часто задает вопросы «почему?», «зачем?»;
  • по назначению использует предметы в игре;
  • правильно показывает и называет основные цвета;
  • появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.;
  • появляются элементарные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина.

На что обратить внимание родителям

  • отставание в росте, весе, психическом и моторном развитии;
  • частые падения, неспособность перешагивать через препятствия;
  • потеря интереса к играм;
  • затрудненные манипуляции с мелкими предметами;
  • неспособность понимать и выполнять  простые просьбы;
  • трудности взаимодействия (речевого, жестового и т.д.);
  • трудности овладения навыками самообслуживания.

Организация развивающей среды

Развивающая среда должна быть:

  1. безопасной;
  2. доступной;
  3. в меру упорядоченной;
  4. с возможностью двигательной активности;
  5. легко транcформируемой;
  6. с местом для спокойных игр, творчества, рисования и т.п.;
  7. с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре.

Все дети растут и развиваются по-разному

Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.

Благополучное психомоторное развитие ребенка является фундаментом для формирования гармоничной личности. Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи, укрепление привязанности, создание безопасной, принимающей среды.
Родители всегда могут обсудить процесс развития своего ребенка с врачом, психологом, специалистом по раннему развитию.

Служба ранней помощи Лекотека

На базе отделения лечебной педагогики и реабилитации  Центра психолого-медико-социального сопровождения «Валеоцентр» г. Тулы работает  лекотека. Лекотека - это служба ранней помощи ребенку; служба психологического сопровождения, специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями развития (до 4-х лет).   

В лекотеке взаимодействие родителей с ребенком происходит при содействии и под руководством специалистов - педагогов, психологов - в естественной для раннего возраста игровой среде, эффективными игровыми методами. Семьи с маленькими детьми получают в лекотеке разностороннюю квалифицированную помощь и поддержку, малыши – необходимую среду для полноценного общения.

Посредством игры специалисты  проводятся занятия:

  • по сенсомоторной коррекции, которые активизируют двигательную сферу, сенсомоторную активность детей; способствуют формированию пространственных представлений, развитию общей и мелкой моторики, регуляции мышечного тонуса и обогащению эмоционального опыта в процессе деятельности, что, в конечном итоге, формирует основу для общего интеллектуального, физического, эмоционального развития ребенка;
  • по игровой терапии - в ходе игры у малыша развиваются основные формы мышления, воображение, коммуникативные навыки, речь; в игре малыш учится всему без усилий и с удовольствием;
  • по формированию коммуникативных навыков - у ребенка развивается желание вступать в общение с другими людьми, формируются речемыслительная и познавательная деятельность, устанавливаются основы социального поведения.

Важным направлением работы с детьми раннего возраста является организация детско-родительских групп, где дети вместе с родителями, используя игру, учатся эффективно взаимодействовать, общаться в процессе деятельности.

Что почитать по развитию ребенка

  1. Эрнест Кипхард. «Как развивается ваш ребенок».
  2. Яничева Т.Г. «Полезная книга для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей».
  3. Жукова О. «Самоучитель для родителей» (от рождения до трех лет)

Подготовлено на основании материалов презентации Сапожниковой Галины Павловны, психолога службы ранней помощи Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и центра психолого-медико-социального сопровождения "Валеоцентр".

Фото из свободных источников




Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт