Личные границы мамы и ребенка – как определить и установить

19.03.2018
Личные границы мамы и ребенка – как определить и установить

Семья – это составная частичка общества.  Именно в ней формируется личность человека с самого рождения – закладываются его привычки, умения, духовные ценности и т.д.  Все члены семьи связаны между собой либо кровным родством, либо узами брака. У них общий уклад, быт, традиции. Но в то же время каждый из них – муж, жена, ребенок – это личность, имеющая собственное жизненное пространство.

Любой маме невероятно тяжело осознать тот факт, что ребенок со дня своего рождения – это неповторимая маленькая личность, пустившаяся в свое самостоятельное плавание по реке жизни. Давайте проверим,  получилось ли  у вас научить  его независимости и комфортно ли ему при этом.

Рождение ребенка –  рождение человека

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, то можно начинать формировать его личные границы. Именно на этот возраст приходится начало исследования им окружающего мира – малыш с интересом разглядывает свои ручки и ножки, понимая, что это его.  Окружающая обстановка не менее увлекательна для изучения малышом.  Ведь  около него, совсем рядом, столько всего интересного –  бортики кровати или манежа, играющие роль ограничителя, кроватка и т.д. Все это внешнее пространство, которое  малыш начинает познавать. Вот сюда можно попасть, досюда он дотянется, а вот дальше за пределы бортика – нет. Это зона мамы и только она может перенести на ручках туда.

В этом возрасте ребенок уже подает сигналы своей маме, вполне понятные и угадываемые. Если раньше это было из разряда «Помогите, мне неудобно и страшно одному», то теперь это осознанные целевые просьбы – «Хочу есть», «хочу спать», «я описался», «хочу на ручки».  До этого времени мама полностью сама  управляла жизнью ребенка, а теперь ей нужно прислушиваться к его хотениям и желаниям. И с каждым днем все больше.

Первая ошибка родителей: навязывать ребенку свое  желание. Ведь именно сейчас надо начинать учитывать желания самого ребенка, у которого уже есть предпочтения в игрушках, одежде и еде.

Физические границы – основа безопасности

Когда ребенку исполняется год, он осознает, что есть он сам и остальное пространство около него. И маме надо смириться с тем, что их неразделимая невидимая связь становится все тоньше и начинает рваться.  Малыш уже сам решает – хочет ли он или нет, чтобы в данные момент мама взяла его на ручки, или поцеловала, или обняла.  А если это не мама?

Маме приходится в некоторых моментах приложить много усилий, чтобы уговорить его, например,   на осмотре у врача, посидеть минуту спокойно, для совершения врачом над ним необходимых манипуляций.  У ребенка есть право выбора и это надо понимать.

Вторая ошибка родителей: считать ребенка  куклой. Хотя бы на секундочку поставьте себя на место вашего ребенка. «Поцелуй бабушку!», «Посиди у тети на ручках!», « Иди к дяде на коленки!»  - вам бы точно не понравились подобные приказы. А ведь всего-то и нужно – заменить их на предложение – «Если хочешь , то иди на ручки к тете.». И тут уже у ребенка будет выбор. Поверьте, если тетя вызвала в нем симпатию, то посидеть у нее на ручках он никогда не откажется.»

Первая собственность – еще одна личная граница

Когда ребенок подрастет, то в игре с другими детьми, осознание своих границ будет происходить быстрее. Малыш поймет, что есть его игрушки, которыми он может распоряжаться так, как ему захочется. А есть и чужие, которыми распоряжаться нельзя.

При  общении с другими детьми ребенок учиться оберегать свои личные границы (не давать поиграть другому в свою любимую машинку или куклу), расширять их (делиться игрушками с другими) и уважать границы чужого пространства (просить поиграть игрушку у другого ребенка).

Третья ошибка родителей: не давать ребенку самому контролировать свое личное пространство. Часто мы слышим фразу «Ты же не жадный мальчик, поделись игрушкой». Эту фразу нужно забыть и ни в коем случае не говорить своему ребенку. Только ребенок должен распоряжаться своим  личным имуществом и это необходимо ему объяснить.

Ваши границы – только ваша территория

В течение первых 6 месяцев пространство ребенка находиться целиком и полностью в пространстве его мамы – она всегда возле него. Кормит, держит на руках, лежит рядом.  С возрастом у малыша появляется своя личная территория и параллельно с этим такая же – должна появиться и у его мамы. Какое то время ребенок может уже побыть один – поиграть в погремушки, полежать на животике, сменив положение (конечно же, в безопасном месте – в кроватке с бортиками или манеже), а мама в это время может быть занята какими-то нужными и важными делами – например, занимается делами по хозяйству.

И чем взрослее ребенок, тем четче эти границы видны – у ребенка появляется своя комната,  свои вещи. И уже родители должны соблюдать эти границы и не входить в них без разрешения ребенка. Но и в свою очередь – ребенок должен точно так же поступать  в ответ – не входить без стука в родительскую комнату или спрашивать позволения взять их вещь.

Четвертая ошибка родителей:  впадать в крайности. Разделяя границы свои и ребенка,  не надо  делить квартиру мелком  на квадраты, оставляя за собой право находиться в одних, а  за ребенком – в других. Просто надо понимать, что личное время и личное пространство должно быть у каждого члена семьи, и у мамы в том числе.

Нарушены ли границы ребенка – как понять это родителям (тест)

При помощи этого простого теста вы можете проверить себя – соблюдаете ли вы границы личного пространство своего ребенка. Каждый ответ «да» - это один балл

  1. Часто ли вы переодеваете своего ребенка  старше 3 лет сами?
  2. Часто ли вы сами переодеваетесь при ребенке?
  3. Распоряжаетесь ли вы теми вещами ребенка, которые ему надоели или которые больше не пригодятся?
  4. Обсуждаете ли вы проблемы своих детей с родственниками, друзьями и знакомыми?
  5. Обсуждаете ли вы личную жизнь вашего ребенка с посторонними людьми, если он слышит весь этот разговор?
  6. Часто ли вы советуйте ребенку как себя вести, что одевать и с кем дружить, если он не просит об этом?
  7. Расспрашиваете ли вы навязчиво ребенка о том, как он провел сегодняшний день?
  8. Часто ли вы рассказываете ребенку о своей жизни, когда он не высказывает заинтересованности и готовности выслушать вас?
  9. Настаиваете ли вы часто, чтобы ребенок сделал то, что вы говорите – например, одел конкретную вещь или съел определенное блюдо?
  10. Вы решаете что-то за ребенка, когда он сам может  сделать свой выбор?

А теперь сложите все те баллы, которые у вас получились.

  • 3 и меньше баллов: ваши границы и границы вашего ребенка устанавливаются успешно.
  • от 4 до 6 баллов: скорее всего у вас возникают некоторые проблемы в установлении ваших границ. Возможно вам следует чуть больше доверять своему ребенку и слушать его. А может даже найти себе какое-то интересное хобби.
  • от 7 до 9 баллов:  вы слишком сильно живете жизнью вашего ребенка, навязываете ему свое мнение и не даете его права выбора в жизни. Возможно, вам в ближайшем будущем,  стоит показаться специалисту. Он поможет  разобраться в себе, чтобы вы наладили  взаимоотношения с вашим ребенком.
  • 10 баллов: обратитесь к психологу! Такие отношения между вами и вашим ребенком недопустимы.

Автор Ирина Дмитриева
Фото из свободных источников


Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт