Как научить ребенка быть свободным

29.12.2021
Как научить ребенка быть свободным

Почему у некоторых родителей имеется желание полностью контролировать своего ребёнка? Как можно научиться давать детям право выбора и ощущать ответственность за этот выбор?

Услышьте своего ребенка и будьте с ними на равных

У большинства родителей присутствует большой страх за своих детей, отсюда и жесткие ограничения, запреты. Зачастую детскую свободу родители воспринимают как вседозволенность.
Многие родители боятся, что не смогут помочь и быть рядом если дети попадут в неприятности. В этом случае возможная родительская несостоятельность ощущается куда страшнее возможных опасностей детской свободы.
Ребенок способен отвечать за себя лишь в заранее созданных условиях, где он не боится обращаться за помощью к родителям. Необходимо создавать крепкие доверительные отношения, избегая критики и стереотипного поведения. Позвольте мнению ребенка стать значимым для вас и старайтесь учитывать детские запросы и предложения, даже если вы понимаете, что это не лучшее решение. Ведь где принуждение, там и сопротивление, например, в подростковом возрасте любой жесткий родительский запрет будет провоцировать ребенка этот запрет нарушить.

Свобода - это возможность выбора в рамках границ

Да, и у свободы есть свои границы. Что бы ребенок смог это понять и начать пользоваться своей свободой родители должны научить своим примером и дать возможность выражать свое мнение и предпочтения. «По моему мнению» или «На мой взгляд» - эти фразы формируют способность устанавливать диалог и достигать своих целей. Учат договариваться на равных. Только так обретается настоящая внутренняя свобода.
Возможность сомневаться и рефлексировать формирует в ребенке понимание, что любая проблема имеет множество способов решения. Мир не делится на черное и белое, он устроен куда сложнее.
Путь достижения осмысленности и человечности долог и сложен. Животные инстинкты заставляют нас часто вести себя агрессивно, показывать свою доминантность над ребенком. Очень важно посмотреть на себя "со стороны". Остудите свою злость и ярость, когда ребенок не хочет делать домашнее задание или доедать салат. Контроль над своими эмоциями, моделирование своего поведения - это то, что отличает нас от животных.

Тотальный контроль мешает свободе

Взрослый человек должен взращивать, опекать и направлять своего ребенка. Не стоит злоупотреблять своей властью над неокрепшим созданием. Ребенок нуждается в защите и поддержке, а не в тотальном контроле. Намного проще сломить своим авторитетом, чем рефлексировать, задаваясь вопросами о правильности своего поведения. Достаточно хороший родитель всегда прислушивается не только к ребенку, но и к себе.
Каждый из нас обременен разными страхами, а у родителя этих страхов еще больше. Как же не переживать за подростка, который собрался в гости или на свидание. Важно уметь рационально смотреть на жизнь, тогда появятся силы попросить подростка сообщить любым способом, что он добрался в место назначения, показать ему, что вам лишь хочется знать, что с ним все в порядке, вы хотите что бы он жил полноценной свободной жизнью, а не ограничить его в перемещениях.
Тогда ваш ребенок поймет, что перед ним не тиран, а заботливый наставник и помощник.
Легко впасть в иллюзию, что это ваш дом, ваше время и ребенок собственно тоже ваша собственность. Но ваш ребенок - отдельное существо, личность, хоть пока и не сформированный до конца. Ваш дом - это и его дом тоже. Не стоит прибегать к ультиматумам и написанию десятка унизительных законов жизни с вами под одной крышей.
Чем человек старше, тем больше ему нужно свободы для полноценного развития личности, ребенок в праве решать в каком стиле ему одеваться, какую музыку слушать или какое кино смотреть.
Конечно это все довольно сложно, но в этом и заключается суть родительства и вообще любви. Создавать благоприятные условия для совместной жизни, прислушиваться к любимому человеку.

Школьный учитель влияет на способность ребенка быть свободным

В процессе обучения создается связь между ребенком, родителем и преподавателем. Сколько свободы нужно каждому звену этой цепочки — например, педагогу?Есть мнение, что ученик перенимает модель поведения и картину мира своего учителя.
Преподаватель безусловно ограничен системой образования, но работа педагога подразумевает, что когда дверь класса закрывается и начинается урок, то весь процесс обучения становится на время изолирован от внешнего мира.
Сам процесс обучения важнее, чем 100% следование ФГОСам и прочим административным тонкостям. Последние — это ориентиры для учителя. Учителя априори обладают большей свободой, чем рабочие на заводе, политики, военные. Школа, средне-специальные ученые и высшие ученые заведения обязательно должны быть местом, где рождается и формируется понимание свободы.

Автор Полина Коновалова

Фото из свободных источников


Возврат к списку




×
Вход на сайт