Истощение от учёбы? Почему школьники страдают от синдрома эмоционального выгорания?

13.12.2021
Истощение от учёбы? Почему школьники страдают от синдрома эмоционального выгорания?

Напряжены, перегружены, опустошены. Сотни тысяч взрослых жалуются на эмоциональное выгорание. Детский врач-психиатр предупреждает: от него также страдают школьники – и пытается объяснить, почему. Прежде всего, он советует: «Учитель, как и родители, должен обращать внимание на внезапные изменения в поведении».

  • Детско-подростковый врач-психиатр сообщает о новом феномене
  • От двадцати до тридцати процентов школьников чувствуют истощение
  • Давление на детей оказывают не родители, а общественные нормы выработки

Они приходят из школы и учатся. Они отказываются ради учёбы от встреч с друзьями. Для них важна только хорошая оценка за каждый тест и успешная сдача экзаменов. Игры? Развлечения? Хорошее настроение? Редко. То, что на первый взгляд создаёт впечатление образцового ученика, вызывает беспокойство у многих родителей. Детско-подростковый психиатр профессор Майкл-Шульте Маркворт долгое время думал, что же тянет учеников вниз. Его диагноз: синдром эмоционального выгорания.

Дети с синдромом эмоционального выгорания

«Пять лет назад я начал замечать подавленных и истощённых детей, которые не подходили под общепринятое понятие депрессии», – отмечает Шульте-Маркворт, сотрудник и преподаватель университетской клиники Гамбурга-Эппендорфа.

Давление оказывается на детей уже в начальной школе

По словам Удо Бекманна, федерального председателя Ассоциации образования и воспитания, в качестве главного докладчика на День учителя в Лейпциге был приглашён известный детско-подростковый психиатр. «Многие учителя заметили изменения в поведении школьников», – подтверждает он. – Коллеги отмечают, что дети

перегружены уже в раннем возрасте». Аттестат о среднем образовании – это желаемая цель, которая оказывает давление на детей, и ученики начальных классов всё чаще подвергаются этому давлению.

Родители не виноваты

Откуда берётся давление? Гораздо реже, чем предполагалось, причина кроется в гиперопекающих родителях, которые перегружают детей бесчисленными дополнительными предложениями. «Скорее это ориентация на результат, укоренившаяся в нашем обществе, в сочетании детским чувством, что если не получить аттестат, то жизнь на этом закончена».
Примерно 2-3 процента учеников страдают из-за синдрома эмоционального выгорания

По оценкам Шульте-Маркворта, к нему обращается за помощью около двух школьников в неделю. Только в его учреждении число доходило до пятисот детей с синдромом выгорания. Достоверных исследований об этом феномене пока что нет. Однако от двадцати до тридцати процентов школьников подтверждают, что чувствуют истощение. 58-летний психиатр отмечает, что среди этих школьников у двух-трёх процентов выявлен синдром выгорания, и эта тенденция растёт.

Нарушения сна и расстройства

Федеральная ассоциация детской и подростковой психиатрии указывает на отсутствие статистики по теме, но подтверждает, что феномен встречается среди детей и подростков. «В нашей практике часто встречаются дети, чьи проблемы связаны с чрезмерной нагрузкой в школе и стрессом», – описывает общую тенденцию председатель BKJPP Гундольф Берг. У детей часто проявляется совокупность симптомов, таких как нарушения сна, трудности с концентрацией внимания, расстройства или даже вызывающее поведение.

Родители должны обращать внимание на изменения в поведении ребёнка

Шульте-Маркворт советует учителям и родителям обращать внимание на внезапные изменения в поведении. «Когда родители чувствуют что-то неладное в течение длительного временного периода, им нужно обращаться к врачу-специалисту», – говорит психиатр. До сих пор ему удавалось помочь всем пострадавшим от синдрома, часто при помощи терапевтов, обучающих детей особым стратегиям.

Вывод

По мнению Шульте-Маркворта, только дебаты об общественных ценностях могут решить проблему. «Мы должны спросить себя: нужно ли нам, чтобы ситуация усугублялась? Действительно ли стоит повышать планку?» К дебатам также относится вопрос об изменениях в школе. Шульте-Маркворт советует формировать небольшие классы, повышать уровень квалификации для учителей гимназий и уделять больше внимания взаимопомощи в педагогической среде.

Перевод Полина Очнева

Оригинал

Фото из свободных источников


Возврат к списку




×
Вход на сайт