Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Каждому из нас, безусловно, хочется воспитать своего ребенка добрым, умеющим сострадать, отзывчивым, искренним, честным, живущим в гармонии с собой, окружающими людьми, миром, природой.

Так или иначе, мы постоянно задумываемся над вопросом нравственно-экологического воспитания: о человечности, милосердии, ответственности. Все эти личностные качества имеют глубинную природную основу, и не могут быть замещены, скомпенсированы другими качествами.

Предлагаю обсудить две составные части нравственно экологического воспитания ребенка дошкольника.

Первый блок - "Экология души". Это, прежде всего культура поведения в обществе, формирование толерантности, гуманности, вежливости, здоровых привычек, знакомство с традициями своего народа.

Второй блок - "Экология природы". Это воспитание бережного отношения ко всему живому, в том числе к природным богатствам.

Какова практическая направленность этих блоков? Какие методы, приемы  и виды работ мы можем использовать?

Первый блок - социальная культура: беседуем с ребенком. Общение может носить эвристический характер:

  • совместный поиск ответа
  • разрешение конфликта
  • дискуссии
  • обсуждение конкретных случаев из жизни
  • проговаривание ситуации, основанной на личных наблюдениях и опыте ребенка
  • обучение адекватно оценивать свои поступки, поступки друзей, окружающих, взрослых
  • игры, драматизации и инсценировки (это возможно даже в кругу семьи, на так называемых "семейных вечерах")
  • совместное чтение литературных произведений, посещение театров, выставок, музеев

88f6068cf9554052973d7e3509b0a51fJPP.jpg

Цель блока "Экология природы" во многом это патриотическое воспитание: нужно  учиться оберегать окружающий природный мир, ценить, гордиться богатствами своей страны, своего города.  
Вполне в наших силах познакомить ребенка с сетью заповедников, национальных парков, можно использовать интегрированные занятия, например небольшой группой детей и

 родителей посетить близлежащий парк, или зооуголок. В данном случае мы не только сообщаем детям важную информацию, но и создаем соответствующий эстетический фон: можно подобрать стихотворения детских писателей, загадки, песенки, арттерапевтический эффект может нести совместное рисование на природе. А, возвратившись домой, смотрим открытки, красочные альбомы, иллюстрации, слушаем музыкальные произведения, можно использовать популярную ныне "музыку природы".

Таким образом, наша задача, как небезразличного родителя, воспитание коммуникабельности, сочувствия, неравнодушия к окружающим людям, умения помочь, поддержать в трудную минуту того, кто находится рядом, заботиться о мире природы.





Практические материалы для проведения занятий по экологическому воспитанию дошкольников

Воробьишки гомонят,
Севши в ряд на жёрдочку.
— С добрым утром! — говорят,
Слышно через форточку.

— С добрым утром, — я пою
Маме, папе, бабушке,
И дождю, и воробью,
И травушке-муравушке.

С добрым утром! — я кричу,
Чтоб погромче вышло.
Чтоб всем вокруг,
Это было слышно!
И. Токмакова


Материал для инсценировки
Внимание, внимание!
Театр открывается!
К началу все готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
(Ребенок-"кассир" продает билеты в театр. Дети по одному подходят к кассе, читают стихотворения, получают билеты).

Добрый день.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово "пожалуйста",
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без "пожалуйста"
Нам становится неуютно.

Здравствуйте.
- Здравствуйте, - ты скажешь человеку.
- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

Спасибо.
За что мы говорим "Спасибо".
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.
Будьте добры, - это я говорю по секрету
Будьте добры - и не ждите за это конфету.
Будьте добры - без игры и во время игры
Если сумеете, будьте скорее добры..

У ребят сегодня Рая отобрала самолет
Медвежонка, попугая, паровоз и пароход…
А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.
Поиграем в кошки-мышки: чур – я мышка, чур – я кот…»
Все так весело играют, и хохочут, и шумят,
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад…
Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,
У нее игрушек – воз, а играть невесело!
Е. Серов


Нужно жить на свете дружно?
Дружно!
Это знать большим и детям нужно?
Нужно!
Если ссора приключится, скверно?
Скверно!
Нужно тут же помириться, верно?
Верно!
А потом, когда мы старше станем сами,
Подрастет и дружба наша вместе с нами!
О. Высотская


Воспитание бережного отношения к природе 

От жары,от духоты
Книзу клонятся цветы
Маша встала со скамейки
Полила цветы из лейки
А. Барто

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и  завял.
А сколько бы он на лугу постоял.
В. Викторов

Не рви меня,пожалуйста
Я только день живу!
Дай вволю наглядеться мне
На солнце и весну!
Ю. Гагонина


Материал для занятия "Целебная сила ягод"
Можно провести с небольшой группой детей и мам, не обязательно в саду с воспитателем:)

Ход занятия (В - ведущий, Д - Дятел, Ч - Черника, М - Малина)

В. Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро солнцам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!»

В. А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

В. Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие дети, помогите нам, пожалуйста.
У нас болят животики,горлышко, и «мучает» сильный кашель.
Пришлите нам немного лекарства».
Лесные звери.

В. Да, это письмо о помощи. Зверюшки просят прислать им лекарства.

В. Ребята, чем лечатся дикие животные? (Ответы детей)

В.
А как же они их находят? (По запаху)

В. Как вы думаете, где растут эти лечебные растения? (В лесу)

В. Тогда давайте отправимся в лес на прогулку и поможем собрать лечебные растения для зверюшек. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, чего нельзя делать в лесу (Громко разговаривать, шуметь, рубить деревья)

В. Что же, в путь! (Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и вместе с воспитателем произносят слова)
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками (двигаются по часовой стрелке)
Мы идем с лукошком,
Мы идем с корзинками (двигаются против часовой стрелки)
Ручеек по дорожечке
Перейдем (идут на носочках, руки на поясе)
На лесную поляну мы придем.

В. Давайте присядем на травку.
Лесу низкий наш поклон,
Все болезни лечит он.
Это сказочное царство,
Где кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки,
Ну а чем, как что лечить
Может дятел научить.
Дятлу дрозд шепнул на ушко:
Д. Заболели все зверюшки!
Травку есть не захотели
И теперь лежат в постели.

В. Все целебные растения
Знает он без исключенья.
Умный Дятел будет рад
Научить всему ребят.

Д. Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения.

В. Давайте поможем Дятлу найти среди ягодных растений те, которые растут в лесу (рассматривают карточки с лесными ягодами, дети находят и называют их, затем смотрят сказку дальше)

Д. Я, конечно же, не прочь
Зверятам, бедненьким помочь.
Вы послушайте, ребята,
Чем лечить болезни надо.
Ягоды в лесу растут от животов и простуд.
Очень все они важны и полезны и вкусны.

В. Вот слышен громкий разговор
Кто в лесу затеял спор?
Ах, малина и черника
Спорят, кто из них вкусней
И полезней, и важней.

Ч. Я полезней всех на свете –
Знают взрослые и дети.
Если плохо видят глазки
Скажут даже без подсказки,
Что чернику кушать надо.
Всем помочь черника рада.

М. Я обычная малина.
Но у кого простуда и ангина,
Чай с малиновым вареньем
Наилучшее леченье!

Ч. В чернике витаминов много.
Уступи ты мне дорогу.
Если у зверей болит живот,
Настой попьют, и все пройдет.

М. Не будем спорить, кто полезней.
Отступят с нами все болезни.
Поскорей пойдем к зверятам, и полечим их как надо!

В. Ребята, вы запомнили, чем полезна малина? Черника?  Ребята, в малине и чернике используются не только ягодки, но и веточки, из которых заваривают чай.

В. А вы знаете, как хранятся лекарственные растения? (Их сушат, а потом засыпают в мешочки из ткани, бумажные пакеты и хранят в прохладном темном месте).

В. У меня в корзине есть веточки малины и сушеная черника, давайте их разложим в бумажные пакетики, красиво украсим и отправим лесным зверюшкам для лечения.

В. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Из лесу мы идем,
Поднимаем ноги выше.
Через кустики, пенечки,
Через веточки и кочки.
1—2—3 в детский сад пришли.

В. Что можно приготовить из ягод: (варенье, компот, желе, повидло)

В. Как еще можно заготовить ягоды на зиму? (заморозить в холодильнике или засушить)

В. А вы на вкус смогли бы определить, из каких ягод сварено варенье? Тогда подойдите к столу, где в розеточках налито разное варенье и попробуйте определить из чего оно сварено. А чтоб и мы не заболели, давайте попьем чай с вареньем


Вам понятны речи ручейка и речки?
Вам понятно до конца, что сказали деревца?
Нет, не затрещали – что-то закричали.
Нет, не заскрипели – что-то прохрипели.
Это, вероятно, было непонятно.
Тот, кто их ломал, тот не понимал.
Эмма Мошковская


Праздник дерева
Сажайте деревья!
Любите деревья!
Пусть будет их больше у рек и дорог!
Безоблачна жизнь
И земля зеленеет
И нежен ,рожденный в листве ветерок!
Мы в ответе за тех,кого приручили


КОТЕНОК
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть — как бархат,
Хвост — тpyбой…
До чего ж хорош собой!
Е.Благинина 
 

Письма
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки
А Тараскин


Праздник леса
Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Мачты и реи -
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль -
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.

Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Легкие крылья -
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.

Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Чащу,
Где бродят
Барсук и лиса.

Чащу,
Где белка
Скрывает бельчат,
Чащу,
Где пестрые
Дятлы
Стучат.

Что мы сажаем,
Сажая
Леса?
Лист,
На который
Ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу,
И тень, -
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
Самуил Маршак


Автор: Светлана Белова



Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт