Дополнительные занятия – как родителям найти золотую середину?

02.10.2018
Дополнительные занятия – как родителям найти золотую середину?

Дополнительные занятия для детей дошкольного и школьного возраста сейчас находятся на самом пике популярности. Как грибы после дождя – появляются все новые и новые центры, организовывающие занятия по всестороннему развитию детей – от рисования до большого тенниса.

Когда в семье поднимается вопрос о необходимости и главное – виде дополнительных занятий, должны учитываться несколько факторов, главные их которых:

  • количество сил и наличие желания заниматься у ребенка,
  • его способности к определенному виду деятельности,
  • ресурсы семьи в целом (это не только наличие необходимых финансов для оплаты кружков и секций, но и количество свободного времени у её членов, которое они могут посвятить занятиям детей после работы и сада/школы).

На собственном жизненном опыте и опираясь на рассказы подруг, могу сказать , что есть несколько степеней крайности:

«Ресурсов у семьи больше, чем требуется ребенку»

В этом случае ребенка записывают просто на огромное количество творческих кружков, спортивных секций, и т.д. Бабушки и дедушками с энтузиазмом принимаются ездить с ребенком из одного конца города в другой, с уверенностью, что их ребенок вырастит самым умным и самым развитым. Но, ни они, ни родители не зададут простой вопрос ребенку «А тебе хочется посещать эти занятия?». На первом плане – желание и амбиции взрослых..

В итоге у ребенка не остается времени на игры и отдых. Подобная загруженность приводит к иссяканию его сил и желания чем-либо заниматься, помимо посещения садика или школы. В итоге у ребенка формируется полное отвращение ко всем дополнительным занятиям.

«Потенциал у ребенка есть, но у семьи не хватает ресурсов»

Такое часто бывает в семьях, где несколько детей. У ребенка хороший потенциал, есть силы и желание, но в семье может не хватать денег на оплату занятий или времени, чтобы отводить и забирать его обратно после.

Вроде бы такое развитие событий хуже, чем первое, но… В этом случае ребенок сохраняет желание заниматься чем-то. И как только у семьи появляется необходимое количество ресурсов – он способен в короткие сроки освоить все то, что когда-то недополучил.

«Семья уже прошла через все это с первым ребенком и у нее нет желания проходить повторный путь со вторым»

Такое тоже бывает. Как правило, с первым ребенком все носятся, устраивают ему гиперопеку, стараются сподвигнуть его сделать то, что не вышло когда то у них… от него ждут успехов во всем. На втором ребенке энтузиазм родителей «сдувается» и к нему предъявляют более мягкие требования и ожидания. Кроме того меняется возраст родителей, а вместе с ним может измениться и их мировоззрение относительно подхода к воспитанию детей, семье может уже не хватать времени и сил на занятия со вторым ребенком. А иногда родителям становится банально не интересно проходить со вторым ребенком по тому же самому пути, что и с первым.

Необходимость водить ребенка на дополнительные занятия решается на семейном совете, учитывая мнения всех членов семьи, включая самого ребенка! И никак иначе! В противном случае эти занятия прекратятся сразу после иссякания какого либо ресурса – либо в семье, либо у ребенка.

Детский садик и вечерние занятия - работа ребенка на две ставки

Рассмотрим два варианта: ребенок не посещает детский сад, но ходит на дополнительные занятия и ребенок ходит в дошкольное учреждение днем, а потом еще вечером – на различные кружки и секции.

В первом случае посещение развивающих занятий хотя бы несколько раз в неделю – это необходимое мероприятие. Потому что во время них ребенок социализируется, учится работать в группе и обходиться без родительской опеки и контроля.

Во втором – это больше напоминает работу на две ставки. В первой половине дня – у него трудовые будни в саду, во второй – посещение развивающих занятий. В конечном итоге – вечером ребенок крайне перевозбужден, плохо спит, потому, что нагрузка за день была ему не под силу. И как следствие – возникают признаки невроза.

Специалисты вообще уверены, что до пяти лет ребенка нельзя перегружать дополнительными занятиями, как бы ребенок не просил этого (иногда дети рвутся и настаивают на посещение тех или иных кружков и секций). Занятий с воспитателями, музыкальным работником и педагогом по физической подготовке в детском саду – вполне достаточно для нормального развития ребенка. Все что «наваливается» на него кроме этого – может в конечном итоге плохо сказаться на его психическом здоровье и попросту отбить желание заниматься чем-то еще в будущем.

Как найти «золотую» середину и подобрать нужные дополнительные занятия?

Посещение ребенком школы связано с постоянными статическими нагрузками – сидеть за партой, стоять в коридоре, отвечать урок у доски. У ребенка накапливается энергия, а куда ее девать? Уроки физкультуры, которые проводятся один-два раза в неделю – не спасают ситуацию. Поэтому родителям и школьникам на помощь приходят различные спортивные секции.

Часто родители путают профессиональный спорт и спортивные секции. Профессиональные спортивные школы требуют от ребенка много сил, времени, предусматривают тяжелую нагрузку, не каждый школьник сможет совмещать спорт и учебу. А обычная спортивная секция помогает поддерживать организм ребенка в тонусе, истратить накопившуюся лишнюю энергию, укрепить здоровье и мышцы. Поэтому если ребенок не стремится стать спортсменом-профессионалом, отдать предпочтение стоит именно секции.

В дошкольном возрасте ребенку лучше посещать прикладные занятия – рисование, лепку, аппликацию и т.д.. В этом возрасте у ребенка хорошо развиваются именно творческие направления, позволяя расширить его абстрактное мышление, воображение, мелкую моторику. Все это очень пригодиться ему в школе.

Очень важно, чтобы ребенку нравилось не только занятие, но и сам педагог, его проводящий. А так же важна удаленность этих занятий от дома. Чем они ближе – тем меньше времени уйдет на дорогу (и меньше сил) и больше свободного времени вечером останется у ребенка.

При этом расписание у ребенка-школьника в начальных классах должно включать в себя как минимум два свободных вечера (не считая выходных дней), а у ребенка дошкольного возраста – не менее трех. Воскресенье должно стать традиционным разгрузочным от ВСЕХ занятий днем.

В этом случае риск эмоциональной и физической нагрузки у ребенка практически сведен к нулю.

«Я не хочу!» или « Я устал!» - учитесь различать

Самый пик всевозможных записей на дополнительные занятия обычно приходится на начало учебного года. Дети отдохнули от учебы, родители – от проверки домашнего задания – все полны сил и желания заниматься и посещать большое количество секций и кружков. Но в начале зимы это желание начинает стремиться к абсолютному нулю - увеличиваются школьные нагрузки, и ребенку становится тяжело все успеть и выполнять все поставленные перед ним задачи.

Ребенок просто может устать и тогда желания посещать дополнительные занятия у него не будет. Да, ему очень нравиться там, но сейчас у него не хватает на это сил. Это важно понимать родителям и не требовать от него такой же активности и успехов, как было в начале учебного года.

Родителям стоит поддержать организм ребенка курсом витаминов и… «закалыванием» дополнительных занятий. Поверьте, если ребенку действительно нравиться, и он настроен ходить на дополнительные занятия, то через пару вечеров, проведенных дома, сам напомнит маме с папой о необходимости посещения секции.

Взрослым надо быть гибкими и учиться понимать своего ребенка. Гибкость означает, что надо смотреть на ту нагрузку, которую получает ребенок в течении дня , и при возникновении подозрения на его переутомление – предложить ему отдых.

Бывает, конечно, что ребенок и попросту симулирует – говорит, что болит голова, живот и т.д. лишь бы не ходить на занятие вечером. Здесь надо понимать – действительно ли он болен или не хочет никуда идти. Для каждого ребенка подбирается своя тактика и стратегия уговоров.

Торопитесь – медленно!

Дети тех родителей, которые настаивают на регулярном посещении кружков и секций без прогулов, могут впоследствии от переутомления получить головные боли. Поэтому каждому родителю очень важно научится оценивать состояние своего ребенка и идти с ним на компромиссы. Не хочет он идти сегодня на занятие по танцам – пусть «прогуляет» это занятие во дворе, вместе с вами, в вашей компании и или в компании друзей. У него еще много времени впереди. Хватит, чтобы наверстать пропущенное, и добиться в итоге отличного результата!

Автор Ирина Дмитриева

Фото из свободных источников


Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт