Детские игры: компьютер, гаджеты, Интернет. Польза или зависимость?

20.10.2017
Детские игры: компьютер, гаджеты, Интернет. Польза или зависимость?

В последнее время к психологам часто обращаются с запросом по поводу профилактики и преодоления компьютерной и игровой зависимости. В век, когда новые модели смартфонов и различного рода компьютерные приложения и программы появляются почти с космической скоростью, тема действительно становится актуальной. И, как у любой медали, здесь тоже есть две стороны. 

Одна заключается в том, что оградить ребенка, живущего в 21 веке, от гаджетов и интернета совсем – невозможно, да и не стоит, ему предстоит жить в этой новой реальности. 

Другая сторона состоит в том, что рисков, связанных с компьютерными играми и гаджетами тоже достаточно много. 

Как их избежать и минимизировать? Предлагаю разобраться вместе. Если говорить о плюсах компьютерных игр, то они, безусловно, есть. К ним можно отнести развитие слухового и зрительного восприятия, развитие моторики и пространственных представлений, знакомство с цветом, формой, размером; тренировка и развитие внимания. Важно одно правило – сначала реальное знакомство, потом виртуальное. Т.е. сначала учим цвета на кубиках, и только потом в приложении на планшете. 

А уж как же без такого огромного плюса, как свободное время родителей?! Пока ребенок играет с планшетом или смотрит мультики, у мамы появляется возможность перевести дух или переделать кучу дел. )) Вот только не стоит этим злоупотреблять. Да, если вы незапланированно застряли в очереди, скажем, в поликлинике, и чтобы занять ребенка в ожидании, дали ему в руки телефон, ничего страшного не произойдет (хотя в следующий раз он его уже попросит сам). А вот если вы знаете, что вам предстоит долгая дорога, например, в поезде, лучше позаботиться о досуге ребенка заранее и взять с собой карандаши и блокнот, книжки, которые вы будете читать и рассматривать вместе или интересную настольную игру. Благо выбор сейчас огромен! При этом, если ребенок видит родителей, постоянно уткнувшихся в экран телефона или компьютера, как вы думаете, что ему будет интереснее – помочь вам нарезать салатик или освоить очередную игрушку в модном гаджете? Вопрос, увы, риторический… Дети учатся тому, что видят. И если они видят взрослых, которым интереснее экран телефона, чем первый рисунок собственного ребенка, таким детям тоже будет интереснее мир виртуальный. 

Очень часто вредные привычки и зависимости формируются руками самих родителей, как ни печально это осознавать (( Так в чем же вред компьютерных игр и переключения с мира реального на мир виртуальный? Конечно же, это нагрузка на зрение. Также при длительном (более 1-2 часов) «зависании» с компьютером или планшетом наступает кислородное голодание мозга, что приводит к вялости, апатии, головным болям. Что еще? Для детей с компьютерной и игровой зависимостью характерны повышенная возбудимость и эмоциональный стресс, психологическая и интеллектуальная пассивность, сниженные социальные навыки, такие, как способность распознавать чужие и свои эмоции, устанавливать контакт.

Что же делать, чтобы всего этого избежать? Соблюдать несколько несложных правил, своего рода «профилактическая гигиена»: 

  1. Устанавливать лимит времени для игр и работы за компьютером (от 15-20 минут до 1,5 часов, в зависимости от возраста ребенка) и неукоснительно соблюдать эти договоренности. 
  2. Начать с себя. Помнить, что главный «воспитательный прием» для ребенка – это пример родителей. 
  3. «Вместе, а не вместо». Если уж ваше чадо полюбило компьютерные игры, играйте вместе; выбирайте игры, связанные с общением; интересуйтесь всем, к чему тянется ваш ребенок, не отмахивайтесь от него. 
  4. Создавайте «свободные зоны». Например, по субботам телефоны и интернет отключаются, и вся семья проводит время на прогулке с подвижными играми или в музее на интересном мастер-классе, или за настольной игрой и в общении. Главное – все вместе и общаясь! 
  5. Никогда не используйте гаджеты, чтобы «отделаться» от ребенка. Скажем, поболтать по телефону или даже приготовить обед. Готовьте вместе! Пусть он помогает по мере сил, например, готовит обед своим игрушкам )) 
  6. Банально, но – соблюдайте режим. 
  7. Вместо запретов предлагайте интересную альтернативу.
Автор: Ирина Жданова, практический психолог-консультант, детский клинический психолог, тренер, автор и ведущая тренингов в направлении личной эффективности.


Фото из открытых источников.


Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт