В последнее время к психологам часто обращаются с запросом по поводу профилактики и преодоления компьютерной и игровой зависимости. В век, когда новые модели смартфонов и различного рода компьютерные приложения и программы появляются почти с космической скоростью, тема действительно становится актуальной. И, как у любой медали, здесь тоже есть две стороны.
Одна заключается в том, что оградить ребенка, живущего в 21 веке, от гаджетов и интернета совсем – невозможно, да и не стоит, ему предстоит жить в этой новой реальности.
Другая сторона состоит в том, что рисков, связанных с компьютерными играми и гаджетами тоже достаточно много.
Как их избежать и минимизировать? Предлагаю разобраться вместе. Если говорить о плюсах компьютерных игр, то они, безусловно, есть. К ним можно отнести развитие слухового и зрительного восприятия, развитие моторики и пространственных представлений, знакомство с цветом, формой, размером; тренировка и развитие внимания. Важно одно правило – сначала реальное знакомство, потом виртуальное. Т.е. сначала учим цвета на кубиках, и только потом в приложении на планшете.
А уж как же без такого огромного плюса, как свободное время родителей?! Пока ребенок играет с планшетом или смотрит мультики, у мамы появляется возможность перевести дух или переделать кучу дел. )) Вот только не стоит этим злоупотреблять. Да, если вы незапланированно застряли в очереди, скажем, в поликлинике, и чтобы занять ребенка в ожидании, дали ему в руки телефон, ничего страшного не произойдет (хотя в следующий раз он его уже попросит сам). А вот если вы знаете, что вам предстоит долгая дорога, например, в поезде, лучше позаботиться о досуге ребенка заранее и взять с собой карандаши и блокнот, книжки, которые вы будете читать и рассматривать вместе или интересную настольную игру. Благо выбор сейчас огромен! При этом, если ребенок видит родителей, постоянно уткнувшихся в экран телефона или компьютера, как вы думаете, что ему будет интереснее – помочь вам нарезать салатик или освоить очередную игрушку в модном гаджете? Вопрос, увы, риторический… Дети учатся тому, что видят. И если они видят взрослых, которым интереснее экран телефона, чем первый рисунок собственного ребенка, таким детям тоже будет интереснее мир виртуальный.
Очень часто вредные привычки и зависимости формируются руками самих родителей, как ни печально это осознавать (( Так в чем же вред компьютерных игр и переключения с мира реального на мир виртуальный? Конечно же, это нагрузка на зрение. Также при длительном (более 1-2 часов) «зависании» с компьютером или планшетом наступает кислородное голодание мозга, что приводит к вялости, апатии, головным болям. Что еще? Для детей с компьютерной и игровой зависимостью характерны повышенная возбудимость и эмоциональный стресс, психологическая и интеллектуальная пассивность, сниженные социальные навыки, такие, как способность распознавать чужие и свои эмоции, устанавливать контакт.
Что же делать, чтобы всего этого избежать? Соблюдать несколько несложных правил, своего рода «профилактическая гигиена»:
Фото из открытых источников.