Что нужно, чтобы подросток начал думать

04.11.2021
Что нужно, чтобы подросток начал думать

Как подготовиться к процессу мышления и запустить его. Какие особенности мозга в первые 25 лет жизни. Каково влияние гиперинформационной среды на мозг подростка и при чем тут депрессии рассказывает известный психиатр Курпатов.

Переселение из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга.

Если людям показать текстовую информацию из научного журнала и инстаблог с картинками, внимание человека последует за картинкой. То есть когда мозгу человека предлагают 2 задачи:простую и сложную, мозг выбирает простую. Так устроена экономика мозга: в целях экономии — выбирать задачи как можно проще.

Этим активно пользуются представители медиаиндустрии. Мы сейчас наблюдаем эскалацию примитивного контента. Из галактики Гутенберга мы переезжаем в галактику «Цукерберга», то есть из цивилизации текстов и системного мышления в цивилизацию зрительных образов без аналитического и системного мышления.

Базовые режимы работы мозга. DMN, SN, CEN

Недавно выяснили, что мозг работает иначе, чем предполагали. То есть мозге нет зрительной, слуховой, двигательной коры, нет отдельных зон мозга, отвечающих за отдельные функции. Все сложнее.

Мозг работает в 3х базовых режимах: 

  1. 3 режима работы мозга.jpgDMN (Default Mode Network)— мозг думает «ни о чем». Состояние «я задумался», мозг просчитывает разные аспекты и просчитывает системные аспекеты, в нем приходят инсайты и интересные решения.
  2. SN (Salience Network)– ориентация в ситуации — сеть выявления значимости
  3. CEN (Сentral Executive Network) — мозг потребляет информацию

Первые 25 лет жизни нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах, прорастают нейронные связи и образуют нейронные сети, отвечающие за эти 3 базовых режима работы. То есть в это время создается «сервер», который будет отвечать за процесс мышления во взрослом возрасте.

Взаимодействие 3х систем работы мозга.jpgВ современной ситуации DMN-система, самый эффективный режим работы мозга подавляется при активизации SN и CEN

Когда люди потребляют контент, то в зону мозга, отвечающую за мышление энергия не поступает и мозг «впадает в спячку». То есть люди, «зависающие» в инсте, твиттере и тп не развиваются и мыслят шаблонно.



Посмотрим статистику по детям

  • 40% детей до 10 лет в России (41% детей в США ) постоянно находятся онлайн
  • 68% детей в возрасте 14-18 лет в России постоянно находятся онлайн

То есть дети перестают мыслить и DMN система не активизируется и не развивается.

Чтобы запустить DMN систему, то есть начать думать, нужно 23 минуты, в которые нужно загрузить мозг интеллектуальными объектами.

Важность социальных связей

DMN система — это социальная система, отвечающая за социальные связи, построение социальных отношений.

С появлением гаджетов и активное погружение людей в них нас настигла эпидемия цифрового аутизма, когда молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом.

Согласно исследованию 2017 года у человека, проводящего в телефоне более 2х-3 часов резко возрастает количество депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Есть люди, которые уходят в гаджеты, чтобы уйти от депрессивных мыслей и бороться с депрессией, но для большинства характерно обратное. Именно при зависании в социальных сетях возникает:

  • ощущение собственной неполноценности.
  • чувство отчужденности
  • социальное напряжение

При отключении DMN системы у человека отключается дистальное видение утрачивается способность ставить цели и заглядывать вперед и мотивироваться

Что делать, чтобы DMN система была активна

Для этого есть несколько простых рекомендаций:

  • Медитация и практика осознанности помогает переключаться между системами
  • Правило цифровой гигиены улучшает эффективность мышления
  • Улучшайте социальные связи и увеличивайте количество социальных коммуникаций

Материал подготовлен по выступлению Психиатра Курпатова в Давосе

Фото из свободных источников



Возврат к списку




×
Вход на сайт