Психологические аспекты проблемы отказа ребенка от груди

17.10.2019
Психологические аспекты проблемы отказа ребенка от груди

В современном цивилизованном обществе отказ ребенка от груди – довольно часто встречающееся явление. В практике консультантов по грудному вскармливанию отказ ребенка от груди по частоте обращений стоит на втором месте после подозрения на недостаток молока.

Напротив, в обществах, сохранивших архаичную культуру воспитания детей, подлинный отказ от груди практически не встречается. Выходит, это проблема вытекает из особенностей ухода, питания и воспитания в цивилизованном обществе.

Чтобы понять причины такого поведения следует рассмотреть психологические особенности и закономерности развития маленького ребенка.

Родился ребенок. Еще вчера, надежно защищенный ото всех напастей таким привычным теплом и уютом, благополучно плавал он в ласковых материнских водах, Но сегодня, с болью миновав узкие родовые пути, внезапно оказался в этом незнакомом, холодном и ослепительно ярком, в сравнении с мягкой темнотой материнского лона, мире. Пуповина, связывавшая его с матерью, перевязана и перерезана.

Первый вздох, первый крик, первая необходимость самому позаботится о себе. Все то, хорошее и плохое, ласковое или безразличное, с чем столкнется он в первые мгновения жизни, прочно запечатлеются в нем, во многом предопределив его дальнейшие взаимоотношения с миром и мамой. Да, физически пуповина перерезана, но глубокая связь с матерью остается еще долго, и проявляется она как в эмоциональной близости, так и в чисто физических контактах и прикосновениях. И первейшим из этих контактов является прикладывание ребенка к материнской груди, извечное деяние, привносящее ореол святости в любое материнство.

Кормление для малыша - словно вторая пуповина, дарующая воспоминания о безоблачном прошлом и возобновляющая силы для будущего существования. Что же толкает кроху отказаться маминой груди?

Причины отказа

Сепарация матери с ребенком при преждевременных родах, при рождении близнецов, при патологическом течении родов, а также в результате традиционной практики родильного дома.

Связь с матерью происходит уже с того момента, как мать протягивает руки, чтобы помочь своему ребенку выйти на свет. Эта связь очень глубока. И наиболее благоприятный период для ее установления- первые 2 часа жизни ребенка. Это время происходит запоминание мамы и формирование стойкой привязанности к ней (импринтинг).Физический контакт матери и ребенка после рождения, прикладывание к груди обеспечивает младенцу чувство защищенности и уверенность в материнской поддержке. Это время важно и для матери, поскольку именно в этот период у нее тоже происходит запечатление ребенка, что служит толчком для пробуждения материнского инстинкта и формирования привязанности к новорожденному. Воздействие взаимосвязи между матерью и новорожденным влияет на всю последующую жизнь ребенка и его взаимоотношения с матерью.

Т.о. нарушение взаимоотношений между матерью и ребенком в период новорожденности имеют последствия и для материнской сферы и для ребенка.

В результате разлучения с матерью, отсутствия необходимого для ребенка первого контакта «кожа к коже» и «глаза в глаза», проведения первого прикладывания к груди в физиологические сроки приводит к отрицательному импринтингу. У новорожденного вместо положительных переживаний по отношению к окружающему миру закрепляется негативное отношение: вместо прекрасного и безопасного мира он попадает в очень опасное и ненадежное место, к которому он вынужден относиться отрицательно. Появляется комплекс недоверия в адрес окружающих, в первую очередь к маме.

Эта ситуация зачастую осложняется и ослаблением стремления матери к контакту с ребенком, нежеланием кормить его грудью.

Результатом разделения мамы и ребенка после родов и отсутствия формирования импринтинга может стать отсроченный отказ от груди, который может проявиться без видимой на первый взгляд причины через 2-6 месяцев.

По наблюдениям консультантов по грудному кормлению, чаще от груди отказываются дети, которые не были приложены к груди в первые часы после рождения и которые были разлучены в первые дни с мамой.

Отсутствие удовлетворения ожидаемых телесных потребностей ребенка

Новорожденный ребенок является абсолютно зависимым существом.

Находясь в состоянии полной зависимости, он имеет совершенно определенные потребности, от реализации которых зависит не только, будет ли он жить или нет, но и переживания и ощущения.

Все потребности ребенка можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

  • Телесные: кормление и потребность в сосании, мочеиспускание и дефекация, ношение на руках, потребность в тепле, в телесном комфорте и отсутствии боли, потребность в безопасности (т.е. потребность в защите от сильных воздействий, например, громкий шум, яркий свет, быстрое перемещение)
  • Психоэмоциональные: потребность в контакте с матерью, в положительных эмоциях, потребность в познавании, в ощущениях (запахи, звуки, цвета и образы), потребность в общении. Сюда можно отнести и более тонкие потребности, которые могут быть реализованы только при человеческом контакте. Винникот так говорит о них: «Возможно, ребенку нужно войти в ритм дыхания матери или даже услышать или почувствовать, как бьется сердце взрослого. Или младенцу необходимы запахи матери и отца, или звуки, которые обозначают живое, или краски, движение».

Все эти потребности ребенок не способен удовлетворять самостоятельно.

Как считает Г. Дик-Рид, чем больше нарушений генетической программы происходит, чем больше не удовлетворяются «эволюционные ожидания», тем более из ряда вон выходящим является его поведение и в младенчестве, и когда ребенок взрослеет.

В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей.

Если все биологические потребности, необходимые малышу удовлетворяются, то возникает базовое доверие к миру.

Первое проявление малышом доверия обнаруживается в легкости его кормления..(Эрик Эриксон)

Таким образом, одной из важных задач материнского ухода является решение конфликта «базисное доверие против базисного недоверия».

Зависимость ребенка не заканчивается периодом новорожденности. Он продолжается в течение всего периода грудного кормления и раннего детства. Несомненно, эта зависимость постепенно теряет абсолютный характер и становится относительной. Рано или поздно ребенок вырастет и обретет полную независимость, но до этого времени ему жизненно необходимо получать чью-то поддержку.

Если зависимость ребенка признают и удовлетворяют его базовые нужды, он проходит через раннюю стадию полной зависимости, не испытывая негативных переживаний. Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать.

Пример

Девочке 2 мес, отказ от груди. При общении с мамой выяснилось, что проблема появилась после начала массажа по причине спастической кривошеи. Ребенок переносит процедуру крайне плохо, плачет весь сеанс. Крики переходят в истерику. Мама «переступала» через себя, так как считала это необходимым.  После массажа успокаиваются примерно час, после чего ребенок засыпает на 4-5 часов. Массажистка приходит из районной поликлиники по часам. Часто для проведения массажа кроху будят. Ребенок после второго сеанса стал активно срыгивать после кормления (иногда рвота «фонтаном»). Родители обнаружили остановку в наборе веса (дома имеются детские весы). После сеанса родители заметили, что дочь весь день капризничает.

После четвертого сеанса ребенок стал кричать под грудью, отворачиваться.

Сведения о родах и послеродовом периоде:

Мама девочки посещала курсы дородовой подготовки. Ребенок родился в срок. Схватки у мамы начались дома, в родильный дом приехала за 15 минут до прорезывания головки. Ребенка приложили к груди в родильном зале. В родильном доме мать находилась в совместной палате с девочкой.

Сведения об уходе и кормлении дома:

Осложнений с грудным кормлением до начала процедур массажа не было. Кормление по требованию, отсутствие допаивания, пустышку не дают. Ребенок в течение дня проводит большую часть времени в кроватке.

После визита невропатолога у мамы появилась тревога. Врач настоятельно призвала маму к необходимости курса массажа.

Заключение

Была выявлена связь между проведенным массажем и начинающимся отказом от груди, обильным срыгиванием, остановкой в наборе веса. Маме объяснено, что, делая массаж испуганному плачущему ребенку, мы лишь причиняем ему вред. Безусловная любовь к ребенку снимает детскую спастичность лучше всяких медицинских процедур.

Было рекомендовано отказаться от дальнейших сеансов массажа, частое ношение ребенка, отказ от длительных прогулок, визитов гостей.

Через 3 дня ситуация с кормлением нормализовалась, но остались упорные срыгивания и малый набор веса. Было рекомендовано дать ребенку время для компенсации стресса. Но мама обратилась к невропатологу, который назначил лечение и рекомендовал ввести промежутки между кормлениями не менее трех часов. Мама последовала данному совету.

В данном случае к отказу от груди привело отсутствие чуткости матери к сигналам ребенка. Ребенок попал в неблагоприятную ситуацию вследствие отсутствия удовлетворения его телесной потребности в отсутствии телесного комфорта и отсутствии боли. Каждый раз процедура массажа вызывала у ребенка страх. Кроме того, отсутствие спасительной помощи матери, ее сострадания. Отсутствие отклика матери на продолжительный плач разрушает у ребенка уверенность в надежность ее и формирует неблагоприятное впечатление о мире. Это может привести к тревоге, обиде и другим травмирующим негативным комплексам, а также стать причиной соматических и психосоматических заболеваний.

Недостаточное ношение на руках и психоэмоциональная депривация

Очевидно, что беспомощные новорожденные требуют постоянной близости того, кто за ними ухаживает; они беспомощны и не могут сами о себе позаботиться. Но наука открывает другие, не такие очевидные, преимущества ношения младенца. Связь мать/ребенок нужна не только для мозга, но и для сердца. Джозеф Чилтон Пирс описывает двойную роль сердца в своей работе "Конец эволюции" (1992 г.). Он утверждает, что сердце не только ритмично сжимается и расширяется, чтобы качать кровь, оно общается с соседними клетками. "Если изолировать живую клетку сердца и посмотреть на нее в микроскоп, можно увидеть, что она собьется с ритма, начнет фибриллировать и умрет. Если положить еще одну клетку на то же предметное стекло, она тоже будет фибриллировать. Однако, если поместить две клетки в определенной близости друг от друга, они синхронизируются и будут колебаться в унисон." Возможно, именно поэтому большинство матерей инстинктивно держат младенцев у левой груди, приближая сердце ребенка к своему. Сердце вырабатывает гормон ANF ((предсердный натрийуретический фактор (ANF)или кардиодилатин-ANF)), который кардинально затрагивает все системы организма. "Все свидетельства указывают, что развитое сердце матери стимулирует сердце младенца, таким образом активизируя диалог между мозгом-сознанием и сердцем младенца", - утверждает Пирс, который считает также, что взаимодействие сердца матери и младенца активизирует интеллект матери. "При контакте сердце к сердцу, когда мать держит младенца у левой груди, у нее активизируется основной блок скрытых умственных способностей, что вызывает определенное изменение функции мозга и долговременное изменение поведения." Это удивительный процесс: близость матери активизирует системы младенца; а близость младенца стимулирует новый интеллект матери, который помогает ей отвечать ребенку и питать его.

Новорожденный, находящийся в полной зависимости от взрослого, не способен отвечать за собственную жизнь, поэтому его не стоит предоставлять самому себе даже на очень короткое время. Согласно Винникоту, новорожденный, оставленный без присутствия взрослого, переживает следующий опыт:

  • распад на куски
  • бесконечное падение
  • умирание
  • утрата всякой надежды на возобновление контакта (т.е. утрата надежды на то, что мама когда-нибудь вернется).

Гармаев писал: «Ребенок очень остро переживает момент разрыва (в особенности первые полгода). Он испытывает брошенность, ужас. Момент отрыва ощущается как падение в пропасть. Пережитое затем подсознательно хранится всю жизнь. С этого начинаются жесткие психопатии, которые разворачиваются у ребенка в зависимости от различных эго-доминант либо в интенсивную войну с матерью, которая происходит явно или скрыто, либо выливается в непонятное чувство тоски при виде матери».

Маленький ребенок не способен постоять за себя, и в протест может только отказаться от груди, бесконечно плакать(как мама отмечает, беспричинно), или заболеть.

Чем меньше ребенок, тем меньший срок он может выдержать без физического и эмоционального контакта с матерью.

Полезным примером ухода за новорожденным является практика в некоторых народах, где существует древний обычай: мать привязывает ребенка к себе на спину или на грудь и постоянно носит с собой.

В практике же Российского воспитания (и не только)часто мамам приходится слышать совет, не приучать ребенка к рукам, научить его быть самостоятельным. Такой воспитательный метод мог возникнуть только на эгоистичном уровне, например, чтобы высвободить мать как производственную силу для общества.

Для полноценного контакта с ребенком мама обязана носить кроху на руках. При этом внимательная мама отметит, что чем хуже эмоциональное и физическое состояние ребенка, тем чаще ему требуется ношение.

Как утверждает Джеймс В.Прескотт, «самый простой и быстрый способ привести младенца к депрессии и отчуждению- не трогать, не брать на руки и не носить его на себе». Нейрологические исследования показали, что прикосновения крайне необходимы для роста и развития человека. Недостаток сенсорных стимулов и прикосновений в раннем возрасте приводит к выделению кортизола, гормона стресса, который отравляет среду мозга и может повредить определенные мозговые структуры. Джеймс В. Прескотт - кандидат наук из Института Гуманитарных Наук, в прошлом исследователь из Национального Института Детского Здоровья и Развития Человека. Он утверждает, что сенсорная депривация в младенчестве приводит к расстройствам поведения, таким как депрессия, потеря контроля над импульсами, насилие, злоупотребление наркотиками и алкоголем, а также к дефектам иммунной системы. Младенцы наслаждались почти постоянным пребыванием на руках своих матерей или родных более миллиона лет, пребывая в непрерывном контакте с ними в первый год жизни. "В природной картине рождения руки матери всегда были для младенца постелью, столовой, средством перемещения, даже развлечением. И для большинства младенцев в мире это так и есть до сих пор." - пишет психолог по развитию Шарон Хеллер в книге "Жизненное касание: как близкий контакт с младенцем приведет к счастливому и здоровому развитию". 

Для младенцев касание равно любви; у младенцев, которые окружены безусловной любовью, развивается здоровый мозг. Во время критического периода после рождения в мозгу младенца связывается множество нейронов. Количество синаптических связей в коре головного мозга продолжает расти примерно до двух лет, и в этом возрасте достигает максимума. В это время одним из наиболее важных условий для выживания и здорового развития является тактильный контакт. Все матери среди млекопитающих инстинктивно знают это, и если связь мать-дитя успешно устанавливается, мать обеспечивает непрерывное ласковое касание.

У обезьян-младенцев недостаток прикосновений приносит такую большую травму, что их организм выходит из строя: увеличивается уровень гормонов стресса, частота сердцебиения, ухудшается иммунитет и нарушается сон.
Рождаясь с размером мозга, составляющим 25% по сравнению с размером мозга взрослого человека, человеческий детеныш наименее зрелый в момент рождения среди всех млекопитающих. Антрополог Эшли Монтагю заключил, что, учитывая прямохождение и большой размер мозга, люди рождаются недозрелыми, пока голова еще может пройти через родовой канал, и поэтому развитие мозга должно продолжаться после рождения. Он считает, что гестационный период у человека на самом деле должен длиться 18 месяцев - 9 в матке и еще 9 вне ее, и что прикосновения жизненно необходимы в это время "дополнительной гестации". 

Новорожденные ожидают, что их будут носить, держать на руках, обнимать, гладить, потирать, целовать и возможно даже лизать! Все млекопитающие энергично вылизывают новорожденных в первые часы и дни после рождения, чтобы активизировать их тактильные нервные окончания, которые участвуют в моторике, пространственной и зрительной ориентации. Эти нервные окончания невозможно активизировать до рождения из-за изолирующей водной среды в матке и смазки, которая покрывает кожу младенца.

Вспомним выражение доктора Янова " Целуйте ребенка - и его мозг будет развиваться". Янов считает, что самые ранние прикосновения играют главную роль в развитии здорового мозга. "Независимо от действующих нейрохимикатов, ясно, что недостаток любви изменяет химические вещества в мозге и в итоге может изменить структуру мозга."

К психоэмоциональной депривации, кроме недостаточного ношения на руках и прикосновений, приводят и раздельный сон матери и ребенка, кормление строго по часам

Доктора Томас Льюис, Фари Амини и Ричард Ланнон, авторы книги "Общая теория любви", пишут о лимбической регуляции: взаимосинхронизирующем гормональном обмене между матерью и ребенком, который регулирует жизненные ритмы.


Они утверждают, что человеческая физиология не управляет всеми своими функциями, эти функции взаимозависимы с функциями других людей. Физиология стабилизируется физическим присутствием другого человека, необходимым для эмоционального и физического здоровья. "Лимбическая регуляция приводит к взаимозависимости у социальных млекопитающих всех возрастов." - утверждает Льюис. "Но дети-млекопитающие особенно нуждаются в ее управлении: их нервная система не только еще не созрела, но она растет и изменяется. Другими словами, один из процессов, управляемых лимбической регуляцией - развитие мозга, а это значит, что привязанность определяет сущность мозга ребенка." Физиология младенца очень открыта - без лимбической регуляции жизненные ритмы нарушаются, что очень опасно, даже смертельно опасно.

Регуляторная информация, требуемая младенцам, может изменять уровни гормонов, кардиоваскулярную функцию, ритмы сна, иммунную функцию, и многое другое. Льюис утверждает, что спокойные удары материнского сердца и ритм ее дыхания координируют приливы и отливы внутренних ритмов неопытного младенца. Они считают, что сон - это сложный режим деятельности мозга, и незрелый младенец должен позаимствовать ритм сна у родителей. "Это может звучать нелепо, но близость к родителям может сохранить жизнь спящему младенцу."

Эта взаимозависимость, определяемая лимбической регуляцией, жизненно необходима в младенчестве

Чтобы возникла естественная способность к самостоятельности, детям требуется действующая нейрологическая слаженность с родителями. Материнская любовь действует как постоянная формирующая сила в течение всего детства, и требует определенной степени зависимости.

Работа Мэри Айнсворд показала, что способность матери реагировать и близкий телесный контакт приводят к уверенности ребенка в себе и в своих силах. Способность матери понимать эмоциональное состояние своего ребенка древнее, чем человеческий вид, и она необходима для нашего выживания, здоровья и счастья. Теплый человеческий контакт приводит к выделению опиатов, что делает материнскую любовь сильным болеутоляющим.

Дети, которых надолго оставляют без телесного и эмоционального общения, не имеют прочной лимбической связи с настроенным на них родителем. Без этого ребенок не может обрести правильного эмоционального равновесия. Часто новорожденный обижается на непонимание матерью его потребностей, и отказывается от нее, отказываясь от груди, не принимая ее общение. Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым.

Примером психоэмоциональной депривации может служить и отсутствие чуткости к ребенку

Например, некоторые мамы следуют совету Спока отучения ребенка от плача при укладывании спать - пару раз потерпеть 1-2 часа, пусть поплачет - поорет, а там устанет и сам заснет. В итоге, ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании ребенка. Кроме того, формируется страх, что мама была рядом и не подошла, не взяла и т.д. К страху добавляется острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что приводит к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.

Чтобы мать чувствовала переживания и потребности ребенка, она должна идентифицировать себя с ним. Это означает не в понимании состояний ребенка на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с ним.

Об этой способности матери писал Винникот:

«будущие матери в последние месяцы беременности сосредоточены на своей особой задаче, а после родов в течение нескольких недель и месяцев постепенно приходят в обычное состояние. (это состояние Винникот называет "главной материнской заботой"). В таком состоянии мать способна поставить себя на место ребенка, так сказать, посмотреть на все его глазами. Иными словами, она развивает удивительную способность идентификации с ребенком, что позволяет ей отвечать на его потребности с точностью, которую не освоит ни один автомат - и которой невозможно обучиться.

В описываемом состоянии матери способны поставить себя на место ребенка, то есть они почти теряют себя в идентификации с ребенком, и поэтому знают о его потребностях в любой момент. В то же время они остаются самими собой и осознают свою потребность в защите, пока пребывают в состоянии, делающем их очень ранимыми. Матери переживают ранимость, свойственную ребенку.

Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным образом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым человеком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта, являющиеся скорее не его достижением, а отношениями, которые стали возможными благодаря матери. Сточки зрения ребенка, на свете нет ничего кроме него самого, и поэтому вначале мать - тоже часть ребенка. Иначе говоря, это то, что называют "первичной идентификацией".

Динамика эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка отражается тремя компонентами: 1) эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние; 2) эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка; 3) реакция матери на выражение положительных эмоций ребенком.

Опираясь на них описаны четыре основных типа реагирования матери:

  1. Адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу “делового сосредоточения и уверенности”; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, “продвигающие” к моменту удовлетворения потребности ребенка.
  2. Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать синтонирует его состояние.
  3. Игнорирование эмоций ребенка. Выражается в поведении по типу “формального общения”, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребенка, и процесс взаимодействия.
  4. Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка, и процесс взаимодействия.

Кроме того, огромное влияние на стиль взаимодействия с ребенком оказывает степень надежности привязанности, который зависит от психологических особенностей личности матери.

Анисимова Т. И. выделяет три группы типологических характеристик матерей:

  1. Эго-ориентированная мать
  2. Непоследовательно-противоречивая мать
  3. Закрыто-формальная мать

Стратегии взаимодействия ребенка и матери в этих диадах являются дисгармоничными и имеют свои особенности.

  • Дети «эго-ориентированных» матерей лишены прочной привязанности, матери направлены не столько на понимание потребностей ребенка, сколько на отслеживание собственных переживаний. Эмоциональная лабильность таких матерей ведет к противоречивым отношениям с ребенком (от чрезмерного, порой излишнего внимания до игнорирования). Часто наблюдается стремление оправдать собственную социальную и психологическую несостоятельность рождением ребенка и трудностями, связанными с уходом за ним. Недостаточность самопонимания, снижение критичности у матери приводит к нивелированию личностных особенностей ребенка. Таким матерям свойственно подавление негативных эмоциональных проявлений ребенка. Им свойственно ощущение самопожертвования в роли матери, проявление чрезмерной, навязчивой, но не искренной заботы с целью установления отношений зависимости. Тенденция к доминированию, с одной стороны, и нехватка эмоционального тепла и глубины с другой ведут к усугублению дисгармонии в коммуникациях мать – ребенок, утверждая гиперпротекцию как основной стиль воспитания. Матери данной группы характеризуются обнаженностью в раскрытии дефектов своего характера, попытками в ходе обследования показать себя с лучшей стороны, удовлетворенностью собственной личностью, завышенной самооценкой, высоким уровнем притязаний, в том числе и по отношению к ребенку. Внутрисемейные коммуникации также неустойчивы, нет удовлетворенности в роли хозяйки дома, к мужу предъявляются претензии по поводу его безучастности в плане воспитания ребенка. Типом привязанности, присущим большинству детей таких матерей, является «тревожно-амбивалентный».
  • Дети «непоследовательно-противоречивых» матерей воспринимаются ими как особенно болезненные, требующие дополнительной заботы, однако, эти дети испытывают дефицит ласки и внимания из-за постоянного чувства тревоги, внутреннего напряжения у матери. Вызывает испуг все новое и неожиданное, предъявляемое ребенком. Таких матерей тревожит возбудимость, слезы ребенка и они стремятся исправить эти качества часто при помощи смены стиля воспитания. В качестве компенсации собственной неуверенности матери стараются педантично следовать режиму, который построен без учета индивидуальных особенностей детей. В подавленном, усталом состоянии такие матери избегают общения с ребенком. Личностные характеристики этих матерей включают гиперсоциальность установок, преобладание мотивации избегания неуспеха над мотивацией достижения, интрапунитивные реакции в ситуации конфликта, излишне большую ответственность за жизнь и здоровье ребенка, постоянное ощущение неопределенного беспокойства (свободно плавающая тревога), непоследовательность и амбивалентность в общении с ребенком. Высокий уровень тревоги матери предопределяет ее симбиотические связи с ребенком и закрепления в качестве доминирующего стиля воспитания гиперсоциализирующей протекции. Им также свойственно ограничение контактов и социальных ролей, заниженная самооценка, ощущение своей несамостоятельности в роли матери (“плохая мать”), страх одиночества. Дети матерей из этой группы имеют также преимущественно «тревожно-амбивалентный» тип привязанности.
  • «Закрыто-формальные» матери придерживаются авторитарного стиля воспитания (авторитарная гиперпротекция). Они стараются навязать ребенку свою систему требований. Дети таких матерей не имеют возможности проявить инициативу, остановиться на своем выборе, если их желания не совпадают с мнением мамы. Индивидуальные особенности ребенка не учитываются из-за ригидности матери, жесткому следования ею своим стереотипам. Предпочтение отдается интеллектуальному развитию ребенка, так как это социально одобряемо и может поднять собственный престиж матери. Эмоциональная сфера ребенка, его внутренний мир игнорируются из-за неспособности матери спонтанно радоваться общению с ребенком, из-за отсутствия естественной симпатии к нему. Материнская любовь в данном случае основывается на стремлении к власти, происходит борьба мотивов самоутверждения и аффилиации (в отношениях с ребенком). Детей не столько воспитывают, сколько перевоспитывают, часто пользуясь книжными рекомендациями. Такие матери отличаются закрытостью, неоткровенностью, эмоциональной холодностью, преобладанием неконформных тенденций, склонностью к дизъюнктивным проявлениям. Их дети имеют «избегающий, небезопасный» тип привязанности.

В качестве личностных особенностей, присущих матерям всех трех групп, можно выделить непризнание права ребенка на свойственную ему индивидуальность, использование самого взаимодействия с ребенком для компенсации собственных проблем, высокий уровень внутренней напряженности, нарушения коммуникативной сферы.

Пример

Мама 25лет, вызов по причине недостатка молока на 8 сутки после родов. Проходила подготовку к родам. Работала на ответственной, высокооплачиваемой работе до последней недели(что подчеркивала в разговоре неоднократно) Роды плановые, путем кесарева сечения(причина обвитие пуповины, крупный ребенок). При визите мама слушает не внимательно, периодически отвлекаясь на включенный телевизор, отвечает после длительной паузы, взгляд рассеянный. Ребенок во время разговора находится в другой комнате. Мама отмечает, что грудь после родов не наполнялась. В ходе беседы мама несколько раз выражает раздражение ребенком, обвиняет его в «упрямстве, несносности и капризности». Ребенка прикладывает к груди каждые 2 часа(объясняя, что такое требование частоты самим малышом), докармливая после искусственной смесью. Через непродолжительное время после начала беседы ребенок проснулся, но реакции матери на это не последовало. После того, как малыш расплакался, а мама сказала, что ребенку необходимо научиться терпению, мне пришлось после разрешения мамы самой подойти к малышу. Рядом с ребенком лежала пустышка, которую, как призналась мама, она дает после кормления.

При наблюдении за кормлением: мать напряжена, ребенок захватывает грудь с четвертой попытки. Признаки рефлекса окситоцина отсутствуют, мать на ребенка не смотрит. Захват груди ребенком правильный, но сосание вялое, глотание редкое.

Рекомендации маме

 отказ от пустышки, частый контакт «кожа к коже», увеличить количество времени ношения ребенка на руках, постараться не отвлекаться на книги, разговоры по телефону и т.д. Маме назначен лактогонный препарат.

Рекомендации мужу

Было объяснено, что данное состояние объясняется послеродовой депрессией мамы, и ей требуется профессиональная помощь психолога. Кроме особо внимательного и терпимого отношения к матери и крохе, от остальных членов семьи требуется освобождение мамы от работы по дому, привлечение ее к уходу за ребенком.

В конце консультации к маме подъехал массажист, который категорически высказывался по поводу отмены пустышки и настаивал, что мама в плохом физическом состоянии не в состоянии кормить, у нее молоко «пропало от нервов».

В договоренное время после консультации мама и ее муж не позвонили, из чего я сделала вывод, что они следуют совету массажиста.

Через 2 недели перезвонил папа ребенка и попросил о помощи в решении отказа от груди. При телефонном опросе выяснилось, что мама осталась в прежнем состоянии, с психологом они не общались, пустышку и бутылку не убрали. Папе было объяснено, что отказ не решить до облегчения депрессивного состояния мамы.

Как видно из данной ситуации, что причиной отказа от груди было игнорирующе-осуждающее отношение, отсутствие телесного контакта с ребенком и психологическое состояние мамы. Можно предположить, что причиной этого стала крайне тяжелая послеродовая депрессия мамы, особенность которой состоит в потере (или не возникновении) чувств к ребенку.

Кроме того, потеря работы и привычного образа жизни у матерей чрезмерно рассудочных, расчетливых и критичных, обладающих подчеркнутым стремлением к лидерству и профессиональным достижениям, родивших детей скорее из чувства долга, нередко приводит к недостатку чувств и естественности в отношениях с детьми. У таких женщин блокируется естественное, гармоничное развитие чувства материнства. Это отразилось на эмоциональном контакте с ребенком, и привело к отказу от груди.

Но вследствие дородовой подготовки мама сравнивает свое состояние с данной на занятиях моделью материнства. Это, видимо, побудило ее просить о помощи консультанта по кормлению. Но видение проблемы, предложенное массажистом, ей удобнее, так как снимает ответственность и оправдывает ее.

Пример

Вызов к ребенку 3 недель по поводу отказа от груди. После общения с мамой стало известно: Курсы дородовой подготовки не посещала (объяснила ненужность их, т.к. в семье достаточно родственников с медицинским образованием). Роды плановые, стимуляция по желанию доктора, без объяснения причин. Приложен ребенок к груди на 3 сутки, причину отсроченного прикладывания мама не узнавала.

Мама очень тревожна, заостряет внимание на мелочах («тихо дышит», «срыгивает», «может он плохо слышит» и т.д.). При этом, мама очень дотошно выполняет мероприятия по гигиене (не кормит утром, пока не проведет полный комплекс гигиенических процедур), вечером обязательно применяет газоотводную трубочку и часто клизму (по совету бабушки).

При наблюдении за кормлением. Перед предложением груди мама бежит мыть грудь и обрабатывать раствором фурациллина. Не смотря на объяснение ненужности данных действий, мама продолжила, объяснив, что так ей сказала делать свекровь-педиатр, а она точно знает, как нужно .После в течение 5 минут мама запеленывала тщательно аккуратно ребенка, причитая, что тот «бедный, несчастный». Ребенок первые 3 минуты сосет грудь активно, затем откидывается и плачет. При этом мама обычно следом же предлагает заранее подготовленную бутылочку. Во время сосания малышом груди признаков рефлекса окситоцина не отмечается, мама в ожидании, что «вот сейчас начнется». Захват ребенком груди правильный.

Рекомендации

Маме объяснена необходимость сиюминутного реагирования на просьбу ребенка о кормлении. Рекомендовано отказаться от использования в «профилактических» целях газоотводной трубки и клизмы. Объяснено, что прежде ребенка надо приложить к груди и только за этим, если он в хорошем настроении, проводить гигиенические мероприятия. Обязательным является отказ от использования пустышки и бутылочки. Маме рекомендовано частое ношение на руках, словесное общение, поглаживания и т.д. Кроме того, желательность организации совместного сна.

Мама перезвонила через день, известив, что выполнять данные рекомендации ей запретила свекровь.

Данная ситуация демонстрирует пример непоследовательно-противоречивого типа личности мамы с усилением эмоций ребенка. При этом отмечается излишне рациональный подход к эмоциональным нуждам ребенка. Вследствие этого страдают отзывчивость и привязанность. Кроме того, излишняя зависимость от свекрови не дает маме ориентироваться на собственные ощущения, мешает чувствовать ребенка и принимать собственные решения.

Пример

Мальчику 4 месяца, мама жалуется, что последнюю неделю ребенок сосет только, если она ходит с ним по комнате. Сосать, как раньше в положении сидя или лежа отказывается. При этом отталкивает грудь от себя, хнычет.

Сведения о родах и послеродовом периоде

Мама рассказала, что к зачатию готовилась с мужем за 4 года, была неуверенна, что «достойна стать мамой». Ребенок рожден в естественных родах, но был впервые приложен к груди только на 3 сутки. В последующем мама не разлучалась с сыном ни на час.

При визите обращает внимание суетливость мамы. Она смущенно, тихо и неуверенно рассказывает о себе и ребенке. К ребенку мама очень внимательна, местами чрезмерно (подскакивает с тревогой, чтобы поменять подмоченные секунду назад ползунки). Мама имеет заниженную самооценку. Очень внушаема, и общаясь с ребенком использует однотипные фразы. Посещение их проводилось вечером, в помещение горел только ночник. На вопрос о слабой освещенности, мама ответила, что возможно малышу, может, не понравится яркий свет.

При выяснении режима и вопросов ухода выяснилось, что мама не выходит пару месяцев на улицу (с момента похолодания), т.к. крохе не нравится, когда его одевают. Мама целыми вечерами только ходит по квартире из угла в угол и тихо поет песенки. Каждые 15-20 минут мама предлагает самостоятельно грудь, приговаривая, что малыш уже, наверное, проголодался. Ребенок кроме мамы и изредка папы никого не видит, т.к. в городе родители недавно и не успели обзавестись знакомыми. В остальном, тоже отмечается крайнее болезненное переживание мамой негативных чувств ребенком. При общении с ним часто использует тревожную интонацию.

Рекомендации

Маме было объяснено, что при отсутствии ее уверенности в своих действиях ребенок становится тревожным. Кроме того, путем шантажа плачем, он взял на себя доминирующую роль в семье. Было рекомендовано организовать прогулки, завязать на улице общение с другими мамами. Маме рекомендовано предлагать грудь только на просьбу ребенка и разнообразить времяпрепровождение. Было разъяснено, что подобное чрезмерное оберегание ребенка и разнообразие его чувств, отсутствия общения с другими людьми не полезно для самого ребенка.

Результат. Мама через неделю рассказала, что они присоединились к сообществу мам на детской площадке, отметила, что малыш стал веселее. Мама отметила, что прогулки положительно отразились и на ее самочувствии, она, как и до беременности, стала с интересом читать книги. Кормления стали реже, но ребенок сосет грудь без протеста.

К отказу от груди часто приводит разрушение физического и эмоционального контакта с матерью вследствие большого количества ухаживающих за ребенком лиц

У матери, ставшей матерью, должна быть возможность сконцентрироваться на собственных переживаниях в процессе взаимодействия с ребенком и кормления. Если же мать ограничивают в общении с ребенком, выполняя за нее все функции матери, кроме кормления, нарушается полноценный контакт между ней и младенцем.

Как уже упоминалось ранее, младенческий возраст - первая стадия развития, где возникает доверие или недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и “питание” миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. (Эрик Эриксон) При прогрессивном развитии личности ребенок выбирает доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника

Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства переживаний. Эриксон подчеркивал: младенец должны доверять не только внешнему миру, но так же и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе.

И, наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.

Пример

Вызов к ребенку 2 месяцев по причине отказа от груди. Семья из трех поколений живет в большом доме. За ребенком ухаживают кроме мамы, еще 3 женщины. При этом, ссылаясь на то, что мама ослаблена предшествующим кесаревым сечением(3 месяца назад!) и не разрешением ей поднимать ребенка, маме «позволяют» только кормить его. Все остальные процедуры выполняются остальными членами семьи. Ребенок постоянно передается с рук на руки, ночью спит с одной из бабушек, и она дважды приносит его на кормление.

При этом несколько раз в день, чтобы «проверить» сколько же съедает ребенок», мама сцеживается, и кто-либо из бабушек дает сцеженное молоко из бутылки.

Как отмечает мама, последние 2 дня ребенок ни разу не брал грудь, при попытке приложить плачет, выгибается. Что и было тут же продемонстрировано.

Рекомендации

 Маме было объяснено, что малыш «запутался», кто же истинно его мама. Обязательным для восстановления контакта и доверия ребенка к матери, является взятие матерью на себя всех обязанностей по уходу и кормлению. Необходимым является отмена кормления из бутылки, в первое время докармливать должна только мама из ложки или рюмочки. Маме было рекомендовано отменить прогулки, уединиться в одной комнате с ребенком и после возвращения с работы с мужем, желательность совместного сна и обязательность постоянного пребывания с ребенком, ношения его на руках. Маме был посоветан метод Драпкина. Были объяснены все опасности перевода ребенка на кормление из бутылочки, а в дальнейшем на искусственное кормление.

Результат

Мама выполнила все рекомендации. «Оградила» ребенка от бабушек, в первый же день выбросила соску и бутылку. Плач ребенка при предложении груди продолжался менее суток, после чего малыш при засыпании стал соглашаться сосать грудь. К концу вторых суток ребенок стал сосать грудь и при бодрствовании.

Часто к отказу от груди является выход матери на работу, длительной разлуки либо ее перегруженность домашней работой

И причиной этого является не только в использовании при этом бутылочного кормления.

Необходимость выполнять обязанности по дому, по работе или недостаточная помощь по уходу ослабляет ценность ребенка и мешает матери сосредоточиться на взаимодействии с новорожденным.

Заботу о домашних делах первое время должны взять на себя другие члены семьи. Мать должна быть свободна от функции жены и хозяйки (Филиппова).

Эриксон одной из форм депривации называет недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания (когда мать выходит на работу).

Пример

Ребенок 3 месяца. Признаки начинающего отказа последние 2 недели, после выхода мамы на работу. Мама отсутствует 5-6 часов, в течение которых с ребенком находится няня. Девочка при возвращении мамы с работы при предложении груди долго хнычет, не может присосаться. Мама ходит с ребенком на руках по комнате и при засыпании кроха, наконец-то, берет грудь и сосет.

Рекомендации маме

Отмена докорма в отсутствии мамы из бутылки. При возвращении мамы с работы частое ношение на руках (можно в перевязи), совместный сон, контакт «кожа к коже», частое словесное поощрение малыша, ласковые поглаживания и т.д. Обязательным является засыпание ребенка с мамой в то время, что она дома.

Результат

 Через трое суток проблема в результате выполнения мамой всех рекомендаций была решена.

Нарушение привычного режима или перемены в жизни новорожденного тоже могут привести к отказу от груди

В эту группу причин входят переезды с новорожденным, визиты большого количества гостей, походы в гости и посещение людных мест. Все это вызывает у ребенка тревогу. Кроме того, волнение, вызываемое у мамы, влечет за собой чувство незащищенности у ребенка. Ситуация усугубляется, если мама не адекватно реагирует на эмоции ребенка.

Пример

Ребенок 1,5месяцев стал отказываться от груди после крещения. Кроме того, у девочки нарушился сон, появился длительный плач, причину которого не смогли определить и удалить родители. Маме было рекомендовано не спускать кроху с рук, контакт «кожа к коже», принятие эмоций ребенка без тревоги и возмущения.

Результат

 Через 3 дня девочка стала спокойно сосать, нормализовался сон.

Необходимо отметить, что кроме психологических причин отказа от груди, существуют физиологические и медицинские. Это:

  • болезнь, боль или действие седативных средств(инфекция, черепномозговая травма, давление на место травмы, заложенный нос, воспаление во рту, воспаление среднего уха)
  • затруднения с техникой кормления (кормления из бутылочки, использование пустышки, неправильный захват груди, ограничение кормление, трудности с координацией сосания)
  • кажущийся отказ(новорожденный-«прицеливается», в 4-8 месяцев-отвлекается)

Таким образом, анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что отказ от груди почти всегда является результатом нарушенных отношений между матерью и ребенком, формирования неблагоприятного впечатления об окружающем мире, формировании комплекса отсутствия базового доверия, разрушении уверенности в маме, ее надежности. Т.е. одной из важнейших причин не только отказа от груди, но и психических расстройств у детей, а в последующем, и у взрослых- это лишение человека материнской любви.

Основываясь на этом, в решении отказа от груди мамам мною рекомендуется «метод терапии материнской любовью», предложенный Драпкиным.

Данный способ используется для воздействия на детей, имеющих проблемы (со здоровьем, поведением, обучением, с нервно-психическими, психосоматическими заболеваниями и т.д). Он основан на том, что использование огромных возможностей матери в процессе ее взаимодействия с ребенком, является наиболее перспективным в лечении и помощи детям. Связано это с психоэмоциональной общностью матери и ребенка, основополагающим значением родительской, и в первую очередь материнской, любви, и установочной ролью материнского голоса и речи в здоровье, счастье, радости и жизненной успешности ребенка.

Данный способ иногда применяется мною в работе с отказом от груди. И он действительно зарекомендовал себя, как эффективный, безвредный и адекватный. Метод построен на трех моментах: психоэмоциональная общность, любовь и мамин голос.

«У каждого ребенка есть эмоциональный резервуар, определенные эмоциональные потребности. И то, как они удовлетворяются (любовь, понимание, взаимоотношение) и определяет то, как ребенок себя чувствует. Доволен ли он, зол ли, подавлен или полон радости, активности, счастья. Поведение ребенка является сигналом, который указывает на состояние этого резервуара. Только если этот резервуар будет полон, ребенок будет счастлив, ему в дальнейшем удастся достичь своего наивысшего жизненного потенциала в физическом, умственном, интеллектуальном и других видах развития. Родителям нужно объяснять, что их ребенок – это зеркало, которое отражает их любовь. Но никогда ребенок не начинает любить родителей первым.»

«Как передавать любовь? Необходимо как можно больше смотреть в глаза своим детям, всегда испытывая к ним то положительное, эмоциональное, что хотим передать. Как можно больше поглаживать, смотреть в глаза, физически контактировать…. Коммуникация приобретает огромное значение с раннего детства и играет огромную роль в дальнейшем. Использование контакта глаз без любви особенно негативно действует, когда ребенок совсем маленький. Поэтому у маленького ребенка строгий взгляд порождает страх перед родителями, делает его покорным, послушным, вялым. А дальше по мере взросления…страх сменяется гневом, обидой, агрессией и депрессивными формами настроения».

«Несчастная, больная, одинокая, раздраженная мама никакого витамина любви дать не может, даже если бы она хотела».

«Любовь должна быть разумной. Надо любить не себя в ребенке, а ребенка в себе. Патологическая любовь – это любовь себя в ребенке. В этих случаях мы то, что не получили сами, хотим получить в ребенке. Хотим заставить его быть таким, как нам хочется, потому что мы его «любим». Очень трудно маме любить ребенка, если самой плохо, если она несчастна».

Автор Татьяна Ларионова
Фото из свободных источников


Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт