Как повысить мотивацию у школьников

08.11.2018
Как повысить мотивацию у школьников

- Зачем мне учиться?
- Чтобы сдать ЕГЭ?
- Зачем мне это?
- Чтобы поступить в институт, а потом найти хорошую работу.

И так из вечера в вечер звучат вопросы в семьях с подростками, ответы падают, рассыпаются, как о стенку горох, растворяются в непонимании основных причин для чего это нужно, не находя опоры в виде четкой мотивации.

Часто старший школьник воспринимает учебу, как наказание или повинность. Охарактеризовать учебную деятельность как дело, развивающее его способности ему не под силу.

Каждый день возникает камень преткновения в виде выполнения домашнего задания, с оговорками и капризами, с выяснениями что «биология никогда в жизни не пригодится», и «мой друг на хорошей машине, который закончил школу, еще ни разу не вспомнил формулу по химии», и «котангенс вообще никому еще не пригодился».

Причем все мы помним, как этот же ребенок с горящими глазами поступал в 1 класс и хотел учиться и быть самым примерным в классе, а прилежание, с которым выполнялись незатейливые задания, просто зашкаливало.

В средней школе интерес к предметам постепенно угасал, пока не превратился в полный прагматизм со стороны ученика. А зачем мне учиться? А Стив Джобс….

Слово надо не работает так, как работало с детьми в Советском союзе. Под этим словом жили все. Всей стране было надо. Надо выжить, чтобы не быть голодными, надо научиться шить, чтобы одеваться красиво, надо учиться, чтобы получить образование, и, наконец, надо читать, чтобы стать человеком.

Современные дети другие. Им надо понимать, зачем им это надо. И где это может пригодиться.

Получать высшее образование – просто ради того, чтобы получить хоть какую-то корочку безнадежно и утопично.

Многие аналитические обзоры говорят о том, что старая система образования, когда ты учился чему-то единожды в жизни, уже не работает. Подстраиваться под меняющиеся условие с быстрым развитием техники – это то основное, с чем придется жить современным подросткам.

Мотивация выходит на первое место всех поступков человека. Она должна расти изнутри, причем мотивация должна быть во всем. Подросток должен сам понимать, какая именно задача стоит перед ним.

Мотивация – это психологическая сила, которая будет им двигать в будущем. Когда над ним не будет стоять понимающая мама, строгий учитель и высококлассный репетитор.

Мотивация – это работа внутри ребенка. Но так как все дети разные, то и работа это может строиться по-разному.

Приведу пример, когда малыши играют в кубики, все делают это по разным причинам. Любознательный малыш, строя башню, рассматривает каждый кубик, запоминает буквы и картинки. Общительный играет только ради того, чтобы быть в гуще событий, если бы здесь не собралось столько друзей, это занятие ни за что не заняло бы его. Скромный ребенок строит башню, потому что боится предложить играть в машины. Активный хочет быть первым и лучшим, поэтому старается сделать самый интересный проект.

Даже при такой примитивной деятельности, мотивы у всех разные.

Так и в школе. Дети учатся в одном классе, но внутренние мотивы у всех различны.

Рассмотрим основные мотивационные типы.

Исследователи

Им важно найти ответна вопрос: как устроен этот мир. Неизвестное принуждает их думать и развиваться, в поисках ответа на волнующий вопрос. Их желание – узнать неизвестное, доказать и проверить.

На познавательную мотивацию долгое время опиралась традиционная педагогика. Считалось, что если у ученика познавательная мотивация слаба, то он не сможет добиться больших успехов в обучении. Однако, это не так. Дети с другими уровнями мотиваций тоже способны добиться успехов в личном образовании.

Проектировщики

Это те дети, которым важно на практике видеть применение своих знаний. Если нет практической реализации, ему скучно и неинтересно. Никогда не отмахивайтесь на вопрос: а зачем? Потом поймешь. Ему надо здесь и сейчас. Иначе смысл теряется. Выполняя практические проекты, ему необходимо строить отношения в коллективе.

Призеры

Это те дети, которым больше всего на свете важно быть первым и чтобы его заслуги по достоинству оценивали в коллективе. Чтобы не вырастить чистого карьериста, важно показывать ребенку не только баллы и рейтинги, учить его быть человечным, развивать эмпатию.

Активисты

Эти шустрики включаются в учебу в случае, если понимают, что знания могут сделать жизнь лучше. Процесс познания для них имеет место только в групповой форме. Из таких людей могут получиться хорошие управленцы, если во время обратить их внимание и на саму ценность познания.

Испытатели

Эти неординарные личности все время себя проверяют: а смогу ли я? Если учитель грамотно использует это качество: сможешь посчитать в уме, пока все пишут? Такому ребенку становится интересно. Испытатель проверяет себя на прочность. Став взрослым, такие люди покоряют вершины. А я смогу? Я сумею? Основная помощь со стороны родителей при такой форме мотивации – развитие понимания ответственности за свою жизнь.

Дети могут быть с одной яркой мотивационной направленностью или несколькими, в любом случае, родители могут помочь удовлетворить личностные интересы ребенка, не загоняя их в рамки лишь познавательного мотива.

Автор Алина Свитова
Фото pixabay.com


Возврат к списку




13720 пользователей<br>
на сайте за всё время

13720 пользователей
на сайте за всё время

11550 семей посетили<br>
наши мероприятия

11550 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт