Эмоциональное насилие замедляет развитие

13.05.2020
Эмоциональное насилие замедляет развитие

Раньше, когда говорили о насилии в отношении детей, подразумевали физическое наказание. Теперь стало совершенно очевидно, что психологическое давление тоже является насилием. Более того, оно не просто влияет на самочувствие, а замедляет развитие детей.

Эмоциональное насилие — что это?

По данным ВОЗ в 2003 году эмоциональное насилие признано жестоким обращением с детьми. Насилием считается неспособность обеспечить доброжелательную атмосферу, которая подойдет ребенку, а конкретно:

  • ограничение движения;
  • оскорбление;
  • осмеяние;
  • угрозы и запугивание;
  • дискриминация;
  • неприятие;
  • другие нефизические формы вражды

Пока еще современное общество в большинстве терпимо относится к насилию и не считает его чем-то значимым. Более того, для многих подобное обращение с детьми - это норма. Если новоиспеченные родители сами являлись объектами эмоционального насилия в детстве, то большой шанс, что они переймут эту модель поведения и будут так же обращаться со своими детьми.

Самые распространенные формы эмоционального насилия

Регулярные неадекватные требования

Возникают, когда от ребенка требуют невыполнимого или требования двух взрослых противоречивы: родитель требует одно, а учитель — другое. Ребенок не может соответствовать этим требованиям одновременно и стресс становится хроническим.

Самое частое неадекватное требование, вгоняющее детей в стресс — призывы «торопиться, а то не успеешь». Быстрее всего невроз развивается у медлительных детей, поскольку от природы они не могут выполнять эти требования.

Унижение и инвалидизация

Проявляется, когда у родителей есть ожидания относительно детей, что они будут лучшими, послушными, прилежными и так далее. Именно фразы: «Ты недостаточно хорош для...», «Не можешь — не лезь», «Дай лучше я, ты все равно не сможешь» подрывают веру ребенка в свои силы. Существует такое понятие, как «выученная беспомощность». Посмотрите знаменитый эксперимент «блохи в банке». Так и дети в последствии привыкнут, что наверху крышка и не будут пытаться «прыгнуть выше», даже когда крышку снимут.

Речевая атака

Это популярный вид насилия и в школах и в садах. Проявляется на последних стадиях эмоционального выгорания. Так взрослый чувствует свою власть над ребенком. Отличительная черта этого вида насилия: доминирование и агрессия. Когда взрослый постоянно стыдит ребенка и требует, чтобы тот смотрел ему в глаза, ребенок интерпретирует это: «он опасен, ему нельзя доверять».

Угрозы физического наказания

Здесь все понятно. Важно, что при этом даже не обязательно угрожать словами. Достаточно повесить на видное место ремень или иной предмет для наказания. Такая демонстрация действует на ребенка сильнее, чем физическая боль.

Отчуждение, нарочитая холодность.

Взрослый «вешает ярлык» на ребенка вместо того, чтобы оценить поступок. При этом ребенок чувствует, что его не любят и осознает, что его не хотят больше видеть. Пока дети не способны понять, что плохой поступок и плохой человек — разные категории, они верят, что они плохие, особенно, когда такое внушает близкий человек.

В чем опасность

Когда у ребенка нет поддержки близких, и нет иного способа сгладить кратковременный стресс, данные травмирующие ситуации приводят к хроническому стрессу.

При хроническом стрессе вырабатывается гормон кортизол, влияющий на биохимию и архитектуру мозга. В дальнейшем меняются реакции даже на незначительный стресс, то есть малейшее потрясение приводит к выбросу уже привычной дозы кортизола. А как известно, избыток кортизола уже сам по себе провоцирует состояние тревожности, разрушает нейронные связи, снижает способность к обучению, влияет на внимание и память.

То есть ребенок попадает в замкнутый круг, из которого не может выбраться. Чем хуже учится, тем больше его ругают, чем больше его ругают, тем хуже он учится.

На что важно обратить внимание и что делать

Любое резкое изменение в поведении или в эмоциях - это показатель стресса:

  • перевозбуждение
  • появление раздражительности
  • смена настроения
  • аппатия
  • тревожность
  • замкнутость
  • расстройство сна
  • расстройство аппетита,
  • навязчивые движения.
  • ухудшение почерка

Если вы сами не можете повлиять на ситуацию и вывести ребенка из этого состояния, обратитесь к психологу, не дожидаясь ухудшения ситуации. Помните, что «оно само не рассосется». Как правило в таких ситуациях нужно работать со всей семьей и выяснять причины.

Фото из свободных источников


Возврат к списку




14790 пользователей<br>
на сайте за всё время

14790 пользователей
на сайте за всё время

16180 семей посетили<br>
наши мероприятия

16180 семей посетили
наши мероприятия

1324 мамы посетили<br>
семинары и тренинги

1324 мамы посетили
семинары и тренинги

2788 паре мама + малыш <br>
 помогли наладить<br>
грудное вскармливание

2788 паре мама + малыш 
помогли наладить
грудное вскармливание

×
Вход на сайт